Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17» (МАОУ СОШ № 17) Аннотация к адаптированной рабочей программе учебного предмета «Русский язык» Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии с пунктом 2.9.5 ФГОС НОО с ОВЗ и реализуется 5 лет с 1 по 4 класс.1 Адаптированная рабочая программа разработана группой учителей в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителем в МАОУ СОШ № 17 по учебному предмету «Русский язык». Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» является частью адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР, определяющей: - содержание с учѐтом рабочей программы воспитания; - планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные); - тематическое планирование с возможностью использования ЭОР/ЦОР. Адаптированная рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения учителей начального уровня образования и согласована заместителем директора по УР, заместителем директора по ВР МАОУ СОШ № 17. 31.08.2023 1 Приказ Минпросвещения России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован в Минюсте 03.02.2015 г. № 35847) МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Управление образования администрации города Березники МАОУ СОШ № 17 РАССМОТРЕНО на методическом объединении протокол «__» ___2023г.№ СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УР_______О.Р. Аптекова УТВЕРЖДАЮ директор ___________ С.Н. Буркова АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (Вариант 7.2.) учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-4 классов Березники 2023 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1КЛАСС Обучение грамоте Развитие речи Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, на основе собственных игр, занятий. Знакомство с речевыми шаблонами для использования в ситуации общения и при ведении диалога. Участие в диалоге. Понимание текста при его прослушивании и/или при самостоятельном чтении вслух. Понимание вопроса к тексту, построение ответа по предложенному речевому шаблону. Слово и предложение Предложение. Заглавная буква и точка - границы предложения. Определение количества слов в предложении. Схема предложения. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Фонетика Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и определение количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми схемами моделями: соотнесение произнесения слова с предложенной звуковой схемой, построение схемы звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной схемы. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твѐрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный слог. Графика Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных как показатель твѐрдости – мягкости согласных звуков. Функции букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Наблюдение за последовательность букв в русском алфавите. Чтение Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма. Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Письмо под диктовку слов (без стечения согласных) и предложений (не более четырех слов), написание которых не расходится с их произношением. Приѐмы и последовательность правильного списывания текста (не более пяти предложений). Орфография и пунктуация Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (именах людей, кличках животных); перенос по слогам слов без стечения согласных2; знаки препинания в конце предложения. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» («Обучение грамоте») в 1 классе способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом метапредметных результатов. Познавательные универсальные учебные действия: Базовые логические действия: проводить анализ звукового состава слова: определять количество звуков в слове, их последовательность и место звука в слове; сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей: определять отличительные особенности гласных и согласных звуков; твѐрдых и мягких согласных звуков (с использованием наглядной опоры); сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей: определять совпадение и расхождение в звуковом и буквенном составе слов с направляющей помощью учителя; характеризовать звуки по заданным признакам по смысловой наглядной опоре; приводить примеры гласных звуков; твѐрдых согласных, мягких согласных, звонких согласных, глухих согласных звуков; слов с заданным звуком; 2 Здесь и далее курсивом обозначены темы, изучение которых проводится в ознакомительном плане. Педагог самостоятельно определяет объем изучаемого материала. анализировать предложение, определять количество слов в предложении; определять количество предложений в простом тексте. Базовые исследовательские действия: проводить изменения звуковой модели по предложенному учителем алгоритму и с помощью педагога, подбирать слова к модели из 2-3 предложенных вариантов; формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова (после совместного анализа). Работа с информацией: работать по алгоритму, удерживать последовательность действий, соблюдать ход выполнения работы; анализировать графическую информацию модели звукового состава слова; самостоятельно создавать модели звукового состава слова (на материале простых слов). Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога; воспринимать разные точки зрения; в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу; строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами, о звуковом и буквенном составе слова; давать словесный отчет о выполненном учебном действии (с направляющей помощью учителя). Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: соблюдать правила учебного поведения; понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.); планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов к схеме, предполагающей стечение согласных); различать способы и результат действия (записывать слово печатными или письменными буквами); соблюдать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова по алгоритму; удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа, при обозначении звуков буквами, при списывании текста, при письме под диктовку. Самоконтроль: вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок; осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно; оценивать правильность написания букв, соединений букв. Совместная деятельность: принимать общую задачу совместной деятельности, распределять роли, включаться в совместную работу и ответственно выполнять свою часть работы; использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем; принимать участие в простых формах совместной деятельности (работа в паре, малой группе). 2 КЛАСС Общие сведения о языке Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ. Фонетика и графика Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твѐрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твѐрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ѐ, ю, я (повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твѐрдости – мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твѐрдый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ѐ, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Алфавит: правильное название букв, знание их последовательности, различение звука и буквы (буква, как знак звука). Использование знания алфавита при работе со словарями: умение найти слово в школьном орфографическом словаре по первой букве, умение расположить слова в алфавитном порядке. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами (сильная и слабая позиция, наблюдение за словами, требующими проверки). Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного). Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач. Лексика Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (со знакомством с терминами), прямое и переносное значение слова (простые случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов (с использованием терминов). Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение). Морфология Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи. Изменение имен существительных по числам. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространѐнные предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. Синтаксис Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения (простые случаи). Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения (простые случаи). Орфография и пунктуация Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учѐта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 дополнительном классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Правила правописания и их применение: разделительный мягкий знак; сочетания чт, щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия; раздельное написание предлогов с именами существительными. Развитие речи Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы. Составление устного рассказа по репродукции картины (после совместного анализа). Составление рассказа повествовательного характера по сюжетным картинкам и/или по готовому план-вопросу. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Абзац. Последовательность частей текста (абзацев). Работа с деформированным текстом. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения находить заданную информацию, содержащуюся в тексте, формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Построение и запись грамматически правильно оформленного ответа на вопрос. Подробное изложение повествовательного текста объѐмом 2535 слов с опорой на вопросы. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» во 2 классе способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом метапредметных результатов. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: сравнивать однокоренные (родственные) слова и синонимы; однокоренные (родственные) слова и слова с омонимичными корнями: называть признаки сходства и различия (при необходимости с направляющей помощью учителя); сравнивать значение однокоренных (родственных) слов: указывать сходства и различия лексического значения (при необходимости с направляющей помощью учителя); сравнивать буквенную оболочку однокоренных (родственных) слов: выявлять случаи чередования; устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают; характеризовать звуки по заданным параметрам (с опорой на алгоритм); определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений; обобщать слова по существенному признаку, выделяя лишнее слово из предложенных. ориентироваться в изученных понятиях (корень, окончание, текст); соотносить понятие с его определением. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге языковых явлений (сколько в слове гласных, столько и слогов). Базовые исследовательские действия: проводить по предложенному образцу наблюдение за языковыми единицами (слово, предложение, текст); формулировать выводы и предлагать доказательства того, что слова являются /не являются однокоренными (родственными) (по предложенному алгоритму). Работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь учебника для получения информации; устанавливать с помощью словаря значения многозначных слов; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; «читать» информацию, представленную в схеме, таблице; понимать и использовать знаки, символы, схемы, используемые на уроках русского языка; с помощью учителя на уроках русского языка создавать схемы, таблицы для представления информации. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с учениками и учителем; признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами; строить устное диалогическое выказывание; строить устное монологическое высказывание на определѐнную тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; устно формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста; слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника; отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников; выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: соблюдать правила учебного поведения; понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.); планировать с помощью учителя действия по решению орфографической задачи; соблюдать и удерживать предложенный алгоритм при работе с правилом, при выполнении задания; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать с помощью учителя причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку; корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при списывании текстов и записи под диктовку; вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (с помощью учителя); осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно. Совместная деятельность: принимать участие в разнообразных формах совместной деятельности (работа в паре, малой группе); распределять роли, договариваться, корректно делать замечания и высказывать пожелания участникам совместной работы, спокойно принимать замечания в свой адрес, мирно решать конфликты (с помощью учителя); ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат. 4 КЛАСС Сведения о русском языке Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, миниисследование, проект. Фонетика и графика Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Повторение пройденного: соотношениезвукового ибуквенногосостав всловах с буквами Е, Ё, Ю, Я в позиции начала слова и после гласных, сразделительнымиьиъ,всловах снепроизносимыми согласными. Звуко-буквенный разбор слова (по отработанному алгоритму) Орфоэпия Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов. Лексика Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи). Состав слова (морфемика) Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление). Морфемный разбор слова (по предложенному в учебнике образцу). Морфология Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имѐн существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имѐн существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3-го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление). Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имѐн прилагательных во множественном числе. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях. Частица не, еѐ значение (повторение). Морфологический разбор слова (по предложенному образцу). Синтаксис Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространѐнные и нераспространѐнные предложения (повторение изученного). Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинѐнные с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов). Синтаксический разбор предложения (по предложенному образцу). Орфография и пунктуация Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания и их применение: безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имѐн существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имѐн прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединѐнными союзами и, а, но и без союзов. Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение). Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение). Развитие речи Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов после совместного анализа (заданных и собственных) с учѐтом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста). Сочинение с опорой на ключевые слова, вопросы, подробный план. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в 4 классе способствует работе над рядом метапредметных результатов. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к разным частям речи; устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к одной части речи, отличающихся грамматическими признаками; группировать слова на основании того, какой частью речи они являются; объединять глаголы в группы по определѐнному признаку (например, время, спряжение); объединять имена прилагательные в группы по определѐнному признаку (например, род или число), самостоятельно находить возможный признак группировки. объединять предложения по определѐнному признаку, самостоятельно устанавливать этот признак; классифицировать предложенные языковые единицы; устно характеризовать языковые единицы по заданным признакам; ориентироваться в изученных понятиях (склонение, спряжение, неопределѐнная форма, однородные члены предложения, сложное предложение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой. Базовые исследовательские действия: сравнивать несколько вариантов выполнения заданий по русскому языку, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному алгоритму различные виды анализа (звуко-буквенный, морфемный, морфологический, синтаксический); с помощью учителя формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, мини-исследования); выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; прогнозировать возможное развитие речевой ситуации. Работа с информацией: выбирать источник получения информации, работать со словарями, справочниками в поисках информации, необходимой для решения учебно-практической задачи; находить дополнительную информацию, используя справочники и словари; распознавать достоверную и недостоверную информацию о языковых единицах самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки; соблюдать элементарные правила информационной безопасности при поиске для выполнения заданий по русскому языку информации в информационно-телекоммуникацонной сети «Интернет»; с помощью учителя создавать схемы, таблицы для представления информации Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения; строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование), определяя необходимый в данной речевой ситуации тип текста; готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: Самоорганизация: понимать инструкцию, предложенную классу, удерживать инструкцию; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками). придерживаться инструкций, плана, алгоритма (на материале разных учебных заданий: написание текста, проверка безударного гласного в корне слова, синтаксический разбор предложения). самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; предвидеть трудности и возможные ошибки. Самоконтроль: оценивать свой результат действия; сопоставлять результат с образцом; контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия для преодоления ошибок; находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины (не понял, забыл, не постарался, не успел); оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности и свой вклад в неѐ; адекватно принимать оценку своей работы; понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы, планы, идеи. Учебный предмет Русский язык помогает решать ряд воспитательных задач: - воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; - пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты. Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в текстах, с которыми идѐт работа на уроках русского языка. Духовно-нравственного воспитания: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка). Эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения. Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка. Экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе. Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку; с помощью учителя определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно следовать алгоритму, выделяя учебные операции при анализе языковых единиц; использовать элементарные знаково-символические средства в учебнопознавательной деятельности; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; с помощью учителя сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); после совместного анализа проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание под контролем педагога; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать с помощью учителя возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в слова- рях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернете» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать с помощью учителя текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно по образцу создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. Коммуникативные универсальные учебные действия К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить с помощью взрослого небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: проявлять способность продолжать учебную работу, совершая волевое усилие; следовать алгоритму учебных действий, удерживать ход его выполнения; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, план и соотносить действия с планом; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать после совместного анализа причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать после совместного анализа свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку с опорой на эталон (образец); сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. Совместная деятельность: с помощью учителя формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать после совместного анализа свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 КЛАСС К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: различать слово и предложение, вычленять слова из предложений, определять количество слов в предложении; вычленять звуки из слова; различать гласные и согласные звуки; различать ударные и безударные гласные звуки; различать согласные звуки: мягкие и твѐрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове); различать понятия «звук» и «буква»; определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог; писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова, с учетом развития мелкой моторики детей (при необходимости с наглядной опорой); иметь представления о правилах правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (именах, фамилиях людей, кличках животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объѐмом не более 15-20 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова (без стечения согласных), предложения из 3–4 слов, простые тексты объѐмом не более 12-15 слов, правописание которых не расходится с произношением; понимать прослушанный текст; читать вслух короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения; различать в тексте слова, значение которых требует уточнения; составлять предложение из набора форм слов, находящихся в соответствующей грамматической форме не более 3-5 слов. устно составлять текст из 3–5 предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений с опорой на план-вопрос; использовать простые учебные понятия в процессе решения учебных задач. 2 КЛАСС К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: осознавать язык как основное средство общения; характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный/непарный по твѐрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости (при необходимости с опорой на ленту букв); определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со стечением согласных); устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учѐтом функций букв е, ѐ, ю, я (при необходимости с использованием смысловой опоры); обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова; находить однокоренные слова (простые случаи); выделять в слове корень (простые случаи); выделять в слове окончание (простые случаи); выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям (при необходимости с направляющей помощью учителя); выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов); распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», что?»; распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др. распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске(с использованием смысловой опоры); находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила (с опорой на таблицы с правилами); применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак (при необходимости с опорой на таблицы с правилами); правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объѐмом не более 35 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объѐмом не более 30 слов с учѐтом изученных правил правописания; находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника (при организующей помощи учителя); строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2–4 предложения на определѐнную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1–2 предложения); составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам (при необходимости с направляющей помощью учителя); определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; составлять текст из разрозненных предложений, частей текста (при организующей помощи учителя); писать подробное изложение повествовательного текста объѐмом 25– 30 слов с опорой на вопросы, ключевые слова, картинный план (при направляющей помощи педагога); использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач. 4 КЛАСС К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа; по наводящим вопросам объяснять роль языка как основного средства общения; по наводящим вопросам объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека; проводить звуко-буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным алгоритмом); подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы; выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту; проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами (в соответствии с предложенным алгоритмом); составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой; устанавливать принадлежность слова к определѐнной части речи (в объѐме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков; определять грамматические признаки имѐн существительных: склонение, род, число; падеж (с опорой на таблицу при необходимости); проводить разбор имени существительного как части речи (в соответствии с предложенным алгоритмом); определять грамматические признаки имѐн прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж (с опорой на таблицу при необходимости); проводить разбор имени прилагательного как части речи (в соответствии с предложенным алгоритмом); устанавливать (находить) неопределѐнную форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени) (с опорой на таблицу при необходимости), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать) (с опорой на таблицу при необходимости); проводить разбор глагола как части речи (в соответствии с предложенным алгоритмом); определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе) (с опорой на таблицу при необходимости); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; различать предложение, словосочетание и слово; классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; различать распространѐнные и нераспространѐнные предложения; распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами (с опорой на схему при необходимости); использовать предложения с однородными членами в речи; разграничивать простые распространѐнные и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинѐнные с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространѐнные и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинѐнные с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов) (с опорой на схемы); производить синтаксический разбор простого предложения (в соответствии с предложенным алгоритмом); находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имѐн существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имѐн прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединѐнными союзами и, а, но и без союзов (при необходимости с опорой на таблицы, алгоритмы работы с правилом); правильно списывать тексты объѐмом не более 65-70 слов; писать под диктовку тексты объѐмом не более 60-65 слов с учѐтом изученных правил правописания; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки; осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения; строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4–6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия; создавать небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.) (по образцу при необходимости); определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль; корректировать порядок предложений и частей текста; с помощью учителя составлять план к заданным текстам; с опорой на план осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно); осуществлять выборочный пересказ текста (устно); писать (после предварительной подготовки) сочинения на заданные темы; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия; с помощью учителя уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включѐнных в федеральный перечень. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Контрольные работы 1.1 Слово и предложение 10 1.2 Фонетика 23 1.3 Письмо 70 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6422/start/179554/ 1.4 Развитие речи 5 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6259/start/164075/ Итого по разделу https://resh.edu.ru/subject/lesson/3766/start/282692/ 108 Раздел 2.Систематическийкурс 2.1 Общие сведения о языке 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3581/start/179687/ 2.2 Фонетика 7 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3614/start/188556/ 2.3 Графика 4 2.4 Лексика и морфология 12 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6421/start/299577/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6423/start/180284/ 2.5 Синтаксис 7 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3625/start/213676/ 2.6 Орфография и пунктуация 14 2.7 Развитие речи 12 Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 57 165 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6245/start/179326/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6419/start/180339/ 2 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202/main/12320 9/ 1 Развитие речи 30 2 Фонетика и графика 12 1 3 Лексика 10 1 4 Состав слова 20 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4353/additional/1 27137/ 5 Морфология 19 3 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6009/start/29965 5/ 6 Синтаксис 12 1 https://uchi.ru/teachers/groups/16944549/subjects/ 2/course_programs/2 7 Орфография и пунктуация 60 4 https://resh.edu.ru/subject/13/2/ 8 Общие сведения о языке 7 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 11 0 4 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные работы Всего Библиотека ЦОК 1 Общие сведения о языке 1 0 2 Фонетика и графика 5 0 10 0 4 Состав слова 8 1 5 Морфология 43 3 6 Синтаксис 19 1 7 Орфография и пунктуация 54 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://m.edsoo.ru/7f411da6https://resh. edu.ru/ Библиотека ЦОК Лексика Развитие речи https://m.edsoo.ru/7f411da6https://resh. edu.ru/ Библиотека ЦОК 3 8 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://m.edsoo.ru/7f411da6https://resh. edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6https://resh. edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6https://resh. edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6https://resh. edu.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6https://resh. edu.ru/ Библиотека ЦОК 30 0 170 7 https://m.edsoo.ru/7f411da6https://resh. edu.ru/