Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17» (МАОУ СОШ № 17) Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности «Мир театра» Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир театра» разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС НОО и реализуется 3 года со 2 по 4 класс.1 Рабочая программа разработана группой учителей в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителем в МАОУ СОШ № 17 по внеурочной деятельности «Мир театра». Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир театра» является частью основной образовательной программы начального общего образования, определяющей: - содержание с учѐтом рабочей программы воспитания; - планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные); - тематическое планирование с возможностью использования ЭОР/ЦОР. Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения учителей начального уровня образования и согласована заместителем директора по УР, заместителем директора по ВР МАОУ СОШ № 17. 31.08.2023 1 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте 05.07.2021 г. № 64100) МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Управление образования администрации города Березники МАОУ СОШ № 17 РАССМОТРЕНО на методическом объединении протокол «__» ___2023г. № СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УР_______О.Р. Аптекова УТВЕРЖДАЮ директор ___________ С.Н. Буркова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Мир театра» для обучающихся 2-4 классов Березники 2023 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 2 КЛАСС Театральная игра. Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия. Диагностика творческих способностей воспитанников. Культура и техника речи Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней. Ритмопластика Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений. Основы театральной культуры Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре Индивидуальная работа. Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков. Просмотрово-информационный Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров. 3 КЛАСС Театральная игра Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия. Диагностика творческих способностей воспитанников. Культура и техника речи Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней. Ритмопластика Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений. Основы театральной культуры система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре Индивидуальная работа. Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков. Просмотрово-информационный Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театральных постановок. 4 КЛАСС Театральная игра Ориентировка в пространстве, создание диалога с партнѐром на заданную тему; приѐмы запоминания ролей в спектакле; интерес к сценическому искусству; развитие дикции. Ритмопластика Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Культура и техника речи Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Основы театральной культуры Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актѐрского мастерства; культура зрителя). Работа над спектаклем Знакомство с художественным произведением, которое предстоит разыграть. Сочинение собственных этюдов. Разыгрывание спектаклей, с использованием средств выразительности. Курс внеурочной деятельности «Мир театра» имеет большое воспитательное значение: способствует формированию таких нравственных качеств, как ответственность, умение работать в команде, понимать и принимать другую точку зрения, договариваться друг с другом, заботиться о младшем, проявлять уважение к старшим и др. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека. Основные виды деятельности Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Инсценирование понравившихся диалогов. Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Игра «Театр – экспромт». Изготовление театральной афиши, программки, билета. Сочинение небольших рассказов и сказок, подбирать простейшие рифмы. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки» Театральная игра. Викторина по сказкам. Игры с пальчиковыми куклами. Музыкальные пластические игры и упражнения Правила поведения в театре Как вести себя на сцене. Правила диалога. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение курса «Мир театра» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате освоения курса в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и чувств на основе опыта инсценирования, драматизации; декламации; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке; потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театрально-игровой деятельностью для личного развития. понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении; опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате освоения курса в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всѐ получится», «Я ещѐ многое смогу». Познавательные универсальные учебные действия: • пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; • проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям, инсценировании. Коммуникативные универсальные учебные действия: • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; • работать в группе, учитывать мнения партнѐров; • обращаться за помощью; • формулировать свои затруднения; • предлагать помощь и сотрудничество; • слушать собеседника; • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; • осуществлять взаимный контроль; • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2 КЛАСС К концу обучения во втором классе обучающийся научится применять знания и умения: • представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония; • сформированность первоначальных представлений о роли театрального искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека; • ознакомление учащихся с выразительными средствами театрального искусства и освоение некоторых из них; • ознакомление учащихся с терминологией и классификацией театрального искусства; овладение чтением вслух и про себя, приѐмами анализа художественных текстов; • первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; • получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности; • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; • строить диалог с партнером на заданную тему; • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями. 3 КЛАСС К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности; произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему; различать произведения по жанру; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; видам театрального искусства, основам актѐрского мастерства; сочинять этюды по сказкам; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение). 4 КЛАСС К концу обучения в четвёртом классе обучающийся получит возможность: строить диалог с партнером на заданную тему; достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение чтением вслух и про себя, элементарными приѐмами анализа художественных текстов; использования разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику художественного текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умения использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить средства выразительности, представлять произведение разными способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.); развитие художественно-творческих способностей, умение самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной учебной задачей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Роль театра в культуре. 1 https://myschool.edu.ru/ 2 Театрально-исполнительская деятельность. 8 https://myschool.edu.ru/ https://m.edsoo.ru/f841f35c 3 Занятия сценическим искусством. 14 Работа над серией мини-спектаклей. 10 https://myschool.edu.ru/ http://nachalka.edu.ru/ 4 5 https://myschool.edu.ru/ Итоговое занятие Итого ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 34 34 https://myschool.edu.ru/ 3 КЛАСС № п/п 1 Наименование разделов и тем программы Роль театра в культуре. Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 https://myschool.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/ https://m.edsoo.ru/f841f35c 2 Театрально-исполнительская деятельность. 10 3 Занятия сценическим искусством. 8 4 Работа над серией мини-спектаклей. 14 https://myschool.edu.ru/ http://nachalka.edu.ru/ 5 Итоговое занятие 1 https://myschool.edu.ru/ Итого ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 34 https://myschool.edu.ru/ 4 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Роль театра в культуре. 4 https://myschool.edu.ru/ 10 https://myschool.edu.ru/ https://m.edsoo.ru/f841f35c 3 Театрально-исполнительская деятельность. Занятия сценическим искусством. 15 https://myschool.edu.ru/ 4 Работа над серией спектаклей. 5 https://myschool.edu.ru/ http://nachalka.edu.ru/ 5 Итоговое занятие 1 https://myschool.edu.ru/ 1 2 Итого 34 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34