Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17» (МАОУ СОШ № 17) Аннотация к адаптированной рабочей программе учебного предмета «Технология» Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Технология» разработана в соответствии с пунктом 2.9.5 ФГОС НОО с ОВЗ и реализуется 5 лет с 1 по 4 класс.1 Адаптированная рабочая программа разработана группой учителей в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителем в МАОУ СОШ № 17 по учебному предмету «Технология». Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Технология» является частью адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР, определяющей: - содержание с учѐтом рабочей программы воспитания; - планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные); - тематическое планирование с возможностью использования ЭОР/ЦОР. Адаптированная рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения учителей начального уровня образования и согласована заместителем директора по УР, заместителем директора по ВР МАОУ СОШ № 17. 31.08.2023 1 Приказ Минпросвещения России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован в Минюсте 03.02.2015 г. № 35847) МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Управление образования администрации города Березники МАОУ СОШ № 17 РАССМОТРЕНО на методическом объединении протокол «__» ___2023г.№ СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УР_______О.Р. Аптекова УТВЕРЖДАЮ директор ___________ С.Н. Буркова АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (Вариант 7.2.) учебного предмета «Технология» для обучающихся 1-4 классов Березники 2023 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» 1 КЛАСС Модуль «Технологии, профессии и производства» Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Безопасное использование и хранение инструментов. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Модуль «Технологии ручной обработки материалов» Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, Способы разметки деталей: по шаблону, с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др. Приѐмы и правила аккуратной работы с клеем. Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их правильное, рациональное и безопасное использование. Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приѐмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы. Наиболее распространѐнные виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. Виды природных материалов (плоские — листья и объѐмные — орехи, шишки, семена, ветки). Приѐмы работы с природными материалами: соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина). Общее представление о тканях (текстиле)и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка. Модуль «Конструирование и моделирование» Простые конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Конструирование по модели (на плоскости). Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» 3 Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Познавательные УУД: ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного); воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую); анализировать с помощью учителя устройство простых изделий по образцу, рисунку. Работа с информацией: воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике), использовать еѐ в работе; учиться понимать простейшую знаково-символическую информацию (схема, рисунок) и строить под руководством учителя работу в соответствии с ней. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении: отвечать на вопросы, уважительно относится к одноклассникам; строить простые высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем) на доступном уровне. Регулятивные УУД: принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу; действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую инструкцию учебника; организовывать под руководством учителя свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нѐм порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы. Совместная деятельность: проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам сотрудничества; принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество. Изучение технологии направлено на решение воспитательных задач: воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражѐнных в материальном мире; воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации; 4 воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей. 2 КЛАСС Модуль «Технологии, профессии и производства» Рукотворный мир — результат труда человека. Элементарные представления об основных принципах создания мира вещей: прочность конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность. Изготовление изделий с учѐтом данных принципов. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением этапов технологического процесса. Мастера и их профессии; правила мастера. Культурные традиции. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты. Модуль «Технологии ручной обработки материалов» Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни. Исследование и сравнение элементарных физических, механических и технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Основные технологические операции ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и др.), сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертѐж, эскиз, схема. Чертѐжные инструменты — линейка (угольник, циркуль). Их функциональное назначение, конструкция. Приѐмы безопасной работы колющими (циркуль) инструментами. Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Сгибание и складывание тонкого картона и плотных видов бумаги — биговка. Подвижное соединение деталей на проволоку, толстую нитку. Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного 5 происхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее представление), его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и еѐ варианты (перевивы, наборы) и/или строчка косого стежка и еѐ варианты (крестик, стебельчатая, ѐлочка) 2 . Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей). Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины и др.). Модуль «Конструирование и моделирование» Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования симметричных форм. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей конструкции. Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях*. Поиск информации. Интернет как источник информации. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного); выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной или письменной; выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с учѐтом указанных критериев с опорой на образец, под руководством учителя; воспроизводить порядок действий при решении учебной/ практической задачи с опорой на план, образец. Работа с информацией: получать под руководством учителя информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать еѐ в работе; понимать и анализировать под руководством учителя знаковосимволическую информацию (чертѐж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней. Коммуникативные УУД: выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы, высказывать своѐ мнение; отвечать на вопросы; проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого; делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, 2 Выбор строчек и порядка их освоения по классам определяется учителем. 6 рассказе учителя; о выполненной работе, созданном изделии на доступном для обучающегося с ЗПР уровне. Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; организовывать свою деятельность; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану; прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу с опорой на план, схему; выполнять элементарные действия контроля и оценки о опорой на план; воспринимать советы, оценку учителя и одноклассников, стараться учитывать их в работе. Совместная деятельность: выполнять элементарную совместную деятельность в процессе изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь; выполнять правила совместной работы: договариваться, выполнять ответственно свою часть работы, уважительно относиться к чужому мнению. Изучение технологии направлено на решение воспитательных задач: воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражѐнных в материальном мире; воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации; воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей. 4 КЛАСС Модуль «Технологии, профессии и производства» Профессии и технологии современного мира. Использование достижений науки в развитии технического прогресса. Изобретение и использование синтетических материалов с определѐнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное сырьѐ. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и др.). Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты, химики и др.). Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду, способы еѐ защиты. 7 Бережное и уважительное отношение людей к культурным традициям. Изготовление изделий с учѐтом традиционных правил и современных технологий (лепка, вязание, шитьѐ, вышивка и др.). Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация заданного или собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и технологических решений). Коллективные, групповые и индивидуальные проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение учебного года. Модуль «Технологии ручной обработки материалов» Синтетические материалы — ткани, полимеры (пластик, поролон). Их свойства. Создание синтетических материалов с заданными свойствами. Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач. Внесение дополнений и изменений в условные графические изображения в соответствии с дополнительными/изменѐнными требованиями к изделию. Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов отделки. Комбинирование разных материалов в одном изделии. Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с помощью чертѐжных инструментов. Освоение доступных художественных техник. Технология обработки текстильных материалов. Обобщѐнное представление о видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические), их свойствах и областей использования. Дизайн одежды в зависимости от еѐ назначения, моды, времени. Раскрой деталей по несложным готовым лекалам (выкройкам). Строчка петельного стежка и еѐ варианты («тамбур» и др.), еѐ назначение (соединение и отделка деталей) и/или строчки петлеобразного и крестообразного стежков (соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания и отделки изделий. Простейший ремонт изделий. Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон, полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств. Комбинированное использование разных материалов. Модуль «Конструирование и моделирование» Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов «Конструктор» по проектному заданию. Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные узлы робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование робота. Составление алгоритма действий робота. Программирование, тестирование робота. Преобразование конструкции робота. Презентация робота. Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» 8 Работа с доступной информацией в Интернете 3 и на цифровых носителях информации. Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской, проектной, предметной преобразующей деятельности. Работа с готовыми цифровыми материалами. Поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ, использование рисунков из ресурса компьютера в оформлении изделий и др. Создание презентаций в программе PowerPoint или другой. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного); анализировать с опорой на план конструкции предложенных образцов изделий; конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием общепринятых условных обозначений и по заданным условиям, при необходимости обращаясь к помощи учителя; выстраивать с опорой на образец последовательность практических действий и технологических операций; подбирать материал и инструменты; выполнять экономную разметку; сборку, отделку изделия; решать простые задачи на преобразование конструкции; выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной; соотносить с помощью учителя результат работы с заданным алгоритмом, проверять изделия в действии, вносить необходимые дополнения и изменения; классифицировать с опорой на образец изделия по существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки); выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации предметов/изделий с учѐтом указанных критериев; анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять с опорой на образец основные и второстепенные составляющие конструкции. Работа с информацией: находить необходимую для выполнения работы информацию, пользуясь различными источниками, анализировать еѐ и отбирать в соответствии с решаемой задачей под руководством учителя; использовать знаково-символические средства для решения задач в 3 Практическая работа на персональном компьютере организуется в соответствии с материально-техническими возможностями образовательной организации. 9 умственной или материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями; осуществлять поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ под руководством учителя; использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и др.; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя. Коммуникативные УУД: соблюдать правила участия в диалоге: задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению (на доступном для обучающихся с ЗПР уровне); создавать тексты-рассуждения с опорой на план: раскрывать последовательность операций при работе с разными материалами; осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их роль в жизни каждого человека; ориентироваться в традициях организации и оформления праздников. Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, определять цели учебнопознавательной деятельности под руководством учителя; планировать практическую работу в соответствии с поставленной целью и выполнять еѐ в соответствии с планом; выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки; процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания. Совместная деятельность: организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, выполнять функции руководителя или подчинѐнного, осуществлять продуктивное сотрудничество, взаимопомощь; проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их работы; в доброжелательной форме оценивать их достижения; в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать свои предложения и пожелания; выслушивать и принимать к сведению мнение одноклассников, их советы и пожелания; с уважением относиться к разной оценке своих достижений. Изучение технологии направлено на решение воспитательных задач: воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражѐнных в материальном мире; 10 воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации; воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей. 11 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты В результате изучения предмета «Технология» в начальной школе у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные новообразования: первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров; проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности; проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, умение справляться с доступными проблемами; готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учѐтом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности. Метапредметные результаты К концу обучения в начальной школе у обучающегося с ЗПР формируются следующие универсальные учебные действия. Познавательные УУД: ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях на доступном уровне; осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков с опорой на план; сравнивать с опорой на план группы объектов/изделий, выделять в них общее и различия; использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности; использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративнохудожественной задачей; понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности. Работа с информацией: осуществлять под руководством учителя поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать еѐ по предложенному плану; 12 анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом); следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках. Коммуникативные УУД: вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать на доступном уровне; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге; создавать по плану тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов России; строить по плану простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания; объяснять с опорой на план, схему последовательность совершаемых действий при создании изделия. Регулятивные УУД: организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы); выполнять правила безопасности труда при выполнении работы; планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью с опорой на план; устанавливать простые причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать под руководством учителя действия для получения необходимых результатов; выполнять действия контроля и оценки; проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы. Совместная деятельность: организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: принимать участие в обсуждении задачи, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и подчинѐнного; осуществлять продуктивное сотрудничество; проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения; оказывать при необходимости помощь; понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности. 13 Предметные результаты 1 КЛАСС К концу обучения в первом классе обучающийся с ЗПР научится: организовывать свой труд под руководством учителя: подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нѐм в процессе труда; знать правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем; знать названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и др.), использовать их в практической работе; знать наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и пр.); выполнять под руководством учителя доступные технологические приѐмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий; ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия; выполнять сборку изделий с помощью клея, ниток и др. по образцу; оформлять изделия строчкой прямого стежка; иметь представление о смысле понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»; выполнять задания с опорой на готовый план; рассматривать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя); иметь представление о изученных видах материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и др.), их свойствах (цвет, фактура, форма, гибкость и др.); называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и др.), безопасно хранить и работать ими; выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; с помощью учителя выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон; иметь представление о простейших видах технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку. 14 2 КЛАСС К концу обучения во втором классе обучающийся с ЗПРнаучится: ориентироваться в понятиях «инструкционная» («технологическая») карта, «чертѐж», «эскиз», «линии чертежа», «развѐртка», «макет», «модель», «технология», «технологические операции», «способы обработки»; выполнять задания по плану; по заданному образцу готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; анализировать задание/образец по предложенным вопросам, памятке или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на инструкционную (технологическую) карту; отбирать материалы и инструменты для работы с опорой на технологическую карту; исследовать под руководством учителя свойства новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки, проволока и др.); ориентироваться под руководством учителя в простейших чертежах (эскизах), линиях чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии); выполнять под руководством учителя биговку; выполнять разметку деталей кроя на ткани по простейшему лекалу (выкройке) правильной геометрической формы; оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками; понимать смысл понятия «развѐртка» (трѐхмерного предмета); соотносить с помощью учителя объѐмную конструкцию с изображениями еѐ развѐртки; определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами с опорой на образец, схему; конструировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу; выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество; понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания. 4 КЛАСС К концу обучения в четвёртом классе обучающийся с ЗПР научится: формировать общее представление о мире профессий, их 15 социальном значении; о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах; на основе технологической карты организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса; самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную (технологическую) карту; понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда; выполнять под руководством учителя более сложные виды работ и приѐмы обработки различных материалов (например, плетение, шитьѐ и вышивание, тиснение по фольге и пр.); оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками с опорой на образец; понимать и создавать с опорой на образец простейшие виды технической документации (чертѐж развѐртки, эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу; создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера; оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца) под руководством учителя; работать под руководством учителя в программах Word, Power Point; осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности; предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей, договариваться; участвовать в распределении ролей, координировать собственную работу в общем процессе. 16 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные работы Всего Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Природное и техническое окружение человека 2 2 Природные материалы. Свойства. Технологии обработки 5 5 3 Способы соединения природных материалов 1 1 4 Композиция в художественнодекоративных изделиях 2 2 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 5 Пластические массы. Свойства. Технология обработки 1 6 Изделие. Основа и детали изделия. Понятие «технология» 1 1 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 7 Получение различных форм деталей изделия из пластилина 2 2 8 Бумага. Ее основные свойства. Виды бумаги 1 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 9 Картон. Его основные свойства. Виды картона 1 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 10 Сгибание и складывание бумаги 3 3 11 Ножницы – режущий инструмент. Резание бумаги и тонкого картона 3 3 17 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ ножницами. Понятие «конструкция» 12 Шаблон – приспособление. Разметка бумажных деталей по шаблону 5 13 Общее представление о тканях и нитках 1 14 Швейные иглы и приспособления 1 15 Варианты строчки прямого стежка (перевивы). Вышивка 3 16 Резервное время 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 5 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 3 0 18 25 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 2 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Повторение и обобщение пройденного в первом классе 2 Средства художественной выразительности (композиция, цвет, форма, размер, тон, светотень, симметрия) в работах мастеров 4 3 Биговка. Сгибание тонкого картона и плотных видов бумаги 4 4 Технология и технологические операции ручной обработки материалов (общее представление) 1 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 5 Элементы графической грамоты 2 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 6 Разметка прямоугольных деталей от двух прямых углов по линейке 3 7 Угольник – чертежный (контрольноизмерительный) инструмент. Разметка прямоугольных деталей по угольнику 8 Циркуль – чертежный (контрольноизмерительный) инструмент. Разметка круглых деталей циркулем 2 9 Подвижное и неподвижное соединение деталей. Соединение деталей изделия 5 1 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 3 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 4 3 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 1 1 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 2 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 5 19 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ «щелевым замком» 10 Машины на службе у человека 2 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 11 Натуральные ткани. Основные свойства натуральных тканей 1 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 12 Виды ниток. Их назначение, использование 1 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 13 Технология изготовления швейных изделий. Лекало. Строчка косого стежка и ее варианты 6 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 14 Резервное время 1 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 6 0 20 24 4 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Повторение и обобщение изученного в третьем классе 1 2 Информационнокоммуникативные технологии 3 2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4562/start/173992/ 3 Конструирование робототехнических моделей 5 2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5726/start/222386/ 4 Конструирование сложных изделий из бумаги и картона 5 4 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5515/start/222440/ 5 Конструирование объемных изделий из разверток 3 3 6 Интерьеры разных времен. Декор интерьера 3 2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4564/start/222413/ 7 Синтетические материалы 5 2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5617/start/222467/ 8 История одежды и текстильных материалов 5 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4566/start/222617/ 9 Подвижные способы соединения деталей усложненных конструкций 3 2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4571/start/222869/ 10 Резервное время 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6408/start/222897/ 21 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 18 22 23