Курс в/д "Шахматная азбука" 1 кл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
(МАОУ СОШ № 17)
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности
«Шахматная азбука»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана в
соответствии с пунктом 31.1 ФГОС НОО и реализуется 1 год в 1 классе.1
Рабочая программа разработана группой учителей в соответствии с положением о
рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности
учителем в МАОУ СОШ № 17 по внеурочной деятельности «Шахматная азбука».
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» является
частью основной образовательной программы начального общего образования,
определяющей:
- содержание с учѐтом рабочей программы воспитания;
- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с возможностью использования ЭОР/ЦОР.
Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения
учителей начального уровня образования и согласована заместителем директора по УР,
заместителем директора по ВР МАОУ СОШ № 17.
31.08.2023

1

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте 05.07.2021 г. № 64100)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации города Березники
МАОУ СОШ № 17

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на методическом объединении

заместитель директора

директор

протокол «__» ___2023г. №

по УР_______О.Р. Аптекова

___________ С.Н. Буркова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности
«Шахматы»
для обучающихся 1-4 классов

Березники 2023

Содержание
Настоящая программа включает два основных раздела:
- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры»-59ч
- «Спортивно – соревновательная деятельность»- 7 ч
В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры»
представлены история, основные термины и понятия, требования техники
безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы
на изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых
шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.
Раздел «Спортивно – соревновательная деятельность включает в себя:
- организацию и проведение шахматных соревнований;
- проведение конкурсов решений задач;
- организацию спортивно – шахматных праздников.
Воспитательный компонент: развитие личности; создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные результаты
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе
знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной
задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении
проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических
действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками,
адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с
поставленной за дачей и условиями еѐ реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои
действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Планируемые предметные результаты.
К концу первого учебного года обучающиеся научатся:
-объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие на
проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- знать правила хода и взятия каждой фигуры;
- ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в
совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно располагать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на
мат в один ход;
- знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
- знать «цену» каждой шахматной фигуры;
-усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей,
ферзѐм и королѐм;
- овладеть способом «взятия на проходе»;
- записывать шахматную партию;
- уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов соперника.

№
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема
Обучение правилам техники
безопасности (ТБ) во
время занятий, соревнования и в
спортивном зале.
Шахматы - мои друзья.
Шахматная доска.
Горизонталь.
Вертикаль.
Диагональ.
Волшебная шахматная доска.
Ладья.
Слон.
Ферзь
Конь.
Пешка.
Король.
Шахматные фигуры и начальная
позиция.
Ценность фигур.
Шахматная нотация.
Шах и защита от шаха.
Мат.
Пат, ничья.
Рокировка.
Взятие на проходе.
Превращение пешки.
Мат двумя ладьями одинокому
королю.
Мат ферзѐм и ладьями одинокому
королю.
Мат ферзѐм и королѐм одинокому
королю.
Как начинать партию: дебют.
Ошибочные ходы в начале партии.
Тактические приѐмы.
Правила поведения соперников во
время игры.
История шахмат.
Три стадии шахматной партии.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Спортивно - шахматный праздник.

КолЭОР
во ч.
1ч. https://resh.edu.ru/summereducation?type=3&organizatio
n=undefined

1ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
3ч.
2ч.
2ч.
2ч.
1 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».