Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
(МАОУ СОШ № 17)
Аннотация к адаптированной рабочей программе учебного предмета
«Музыка»
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка»
разработана в соответствии с пунктом 2.9.5 ФГОС НОО с ОВЗ и реализуется
5 лет с 1 по 4 класс.1
Адаптированная рабочая программа разработана учителем в
соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию
образовательной деятельности учителем в МАОУ СОШ № 17 по учебному
предмету «Музыка».
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка»
является частью адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ЗПР, определяющей:
- содержание с учѐтом рабочей программы воспитания;
- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с возможностью использования ЭОР/ЦОР.
Адаптированная рабочая программа обсуждена и принята решением
методического объединения учителей начального уровня образования и
согласована заместителем директора по УР, заместителем директора по ВР
МАОУ СОШ № 17.
31.08.2023
1
Приказ Минпросвещения России от 19.12.2014 г. № 1598
«Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован в Минюсте 03.02.2015 г. № 35847)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации города Березники
МАОУ СОШ № 17
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
протокол «__» ___2023г. №
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
по УР___ А.С. Соснина
УТВЕРЖДАЮ
директор
___________ С.Н. Буркова
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 1-4
(Вариант 7.2.)
Березники 2023
2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» ПО ГОДАМ
ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»
Весь мир звучит. Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука:
высота, громкость, длительность, тембр. Звукоряд
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы. Интонация.
Выразительные и изобразительные интонации.
Модуль № 2 «Народная музыка России»
Край, в котором ты живѐшь. Музыкальные традиции малой Родины.
Песни, обряды, музыкальные инструменты. Русский фольклор. Русские
народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.).
Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки).
Русские народные музыкальные инструменты. Народные музыкальные
инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Модуль №3 «Музыка народов мира»
Музыка
наших
традицииБелоруссии,
соседей.
Украины,
Фольклор
Прибалтики
и
(песни,
музыкальные
танцы,
обычаи,
музыке
русских
музыкальные инструменты).
Модуль № 4 «Духовная музыка»
Звучание
храма
Колокола.
Колокольность
в
композиторов. Песни верующих. Молитва, хорал, песнопение, духовный
стих. Инструментальная музыка в церкви. Орган и его роль в богослужении.
Творчество И. С. Баха.
Модуль № 5 «Классическая музыка»
Композиторы — детям. Детская музыка П. И. Чайковского, С. С.
Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.
Песня, танец, марш. Оркестр. Оркестр — большой коллектив
музыкантов. Дирижѐр, партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное
соревнование солиста с оркестром. Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия
3
инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано
(клавесин, синтезатор). Флейта Предки современной флейты. Легенда о
нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении
фортепиано, оркестра. Скрипка, виолончель. Певучесть тембров струнных
смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку.
Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Музыкальная сказка на сцене, на экране. Характеры персонажей,
отражѐнные в музыке.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Красота и вдохновение. Стремление человека к красоте. Особое
состояние — вдохновение. Музыка — возможность вместе переживать
вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей — хор,
хоровод. Музыкальные пейзажи. Образы природы в музыке. Настроение
музыкальных
пейзажей.
Чувства
человека,
любующегося
природой.
Музыкальные
Портреты. Музыка, передающая образ человека, его походку, движения,
характер, манеру речи.
2 КЛАСС
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»
Мелодия. Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение
мелодии, скачки. Мелодический рисунок. Сопровождение. Аккомпанемент.
Остинато. Вступление, заключение, проигрыш. Песня. Куплетная форма.
Запев, припев. Лад. Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор.
Тональность. Гамма. Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и
минорные тональности (до 2–3 знаков при ключе). Интервалы. Понятие
музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта,
секста,
октава.
Диссонансы:
секунда,
септима.
Вариации.
Понятие
музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта,
4
секста, октава. Диссонансы: секунда, септима. Музыкальный язык. Темп,
тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи
(стаккато, легато, акцент и др.).
Модуль № 2 «Народная музыка России»
Русский фольклор. Русские народные песни (трудовые, солдатские,
хороводные и др.).
Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки).
Русские народные музыкальные инструменты. Инструментальные наигрыши.
Плясовые мелодии. Народные праздники. Обряды, игры, хороводы,
праздничная символика — на примере одного или нескольких народных
праздников.
Фольклор
в
творчестве
профессиональных
музыкантов.
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов.
Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества.
Модуль №3 «Музыка народов мира»
Кавказские мелодии и ритмы. Музыкальные традиции и праздники,
Народные инструменты и жанры. Композиторы и музыканты-исполнители
Грузии, Армении, Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих
стран с российскими республиками Северного Кавказа.
Модуль № 4 «Духовная музыка»
Звучание
храма
Колокола.
Колокольность
в
музыке
русских
композиторов. Песни верующих. Образы духовной музыки в творчестве
композиторов-классиков.
Модуль № 5 «Классическая музыка»
Композиторы — детям.
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С.
Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.
Песня, танец, марш.
Фортепиано.
Рояль и пианино. История
изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано).
«Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор). Музыкальные
инструменты.
Скрипка,
альт,
виолончель,
контрабас.
Композиторы,
сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера,
изготавливавшие
инструменты.
Программная
5
музыка.
Программное
название, известный сюжет, литературный эпиграф. Симфоническая музыка.
Симфонический
оркестр.
Тембры,
группы
инструментов.
Симфония,
симфоническая картина. Европейские композиторы-классики. Творчество
выдающихся зарубежных композиторов. Русские композиторы-классики.
Творчество
выдающихся
исполнителя.
отечественных
Творчество
выдающихся
композиторов.
исполнителей
Мастерство
—
певцов,
инструменталистов, дирижѐров. Консерватория, филармония, конкурс имени
П. И. Чайковского.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Театр оперы и балета. Особенности музыкальных спектаклей. Балет.
Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижѐр в музыкальном спектакле. Опера.
Главные герои и номера оперного спектакля. Ария, хор, сцена, увертюра —
оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных
композиторов.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Главный музыкальный символ. Главный музыкальный символ нашей
страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны. Музыкальные
пейзажи.
Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков
настроения, которые трудно передать словами. Музыкальные портреты.
«Портреты», выраженные в музыкальных интонациях. Искусство времени.
Музыка — временное искусство. Погружение в поток музыкального
звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития.
3 КЛАСС
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»
Размер. Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4,
3/4, 4/4. Ритмические рисунки в размере 6/8. Размер 6/8. Нота с точкой.
Шестнадцатые.
Пунктирный
ритм.
Пентатоника.
Пентатоника
—
пятиступенный лад, распространѐнный у многих народов. Ноты в разных
октавах. Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ.
6
Модуль № 2 «Народная музыка России»
Жанры музыкального фольклора. Фольклорные жанры, общие для всех
народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски.
Традиционные музыкальные инструменты. Первые артисты, народный театр.
Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп.
Модуль №3 «Музыка народов мира»
Музыка народов Европы. Танцевальный и песенный фольклор
европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал. Музыка
Испании и Латинской Америки. Фламенко. Искусство игры на гитаре,
кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные
жанры. Профессиональные композиторы и исполнители. Музыка США.
Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки. Африканские
ритмы, трудовые песни негров. Спиричуэлс. Джаз. Творчество Дж.
Гершвина.
Модуль № 4 «Духовная музыка»
Искусство Русской православной церкви. Музыка в православном
храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.).
Музыка и живопись, посвящѐнные святым. Образы Христа, Богородицы.
Модуль № 5 «Классическая музыка»
Композитор
—
исполнитель
—
слушатель.
Кого
называют
композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку? Что
значит «уметь слушать музыку»? Концерт, концертный зал. Правила
поведения в концертном зале. Человеческий голос — самый совершенный
инструмент. Вокальная музыка. Бережное отношение к своему голосу.
Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы,
арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Инструментальная
музыка. Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом.
Цикл. Сюита. Соната. Квартет.
Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»
7
Джаз. Особенности джаза: импровизационность, ритм (синкопы,
триоли, свинг). Музыкальные инструменты джаза, особые приѐмы игры на
них. Творчество джазовых музыкантов.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Балет. Хореография — искусство танца. Сольные номера и массовые
сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов
отечественных композиторов. Сюжет музыкального спектакля.
Либретто.
Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Оперетта, мюзикл. История
возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И.
Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др. Патриотическая
и народная тема в театре и кино. Патриотическая и народная тема в театре и
кино. История создания, значение музыкально-сценических и экранных
произведений, посвящѐнных нашему народу, его истории, теме служения
Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к
фильмам.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Музыкальные пейзажи. Музыка — выражение глубоких чувств,
тонких
оттенков
Музыкальные
настроения,
портреты.
которые
«Портреты»,
трудно
передать
выраженные
в
словами.
музыкальных
интонациях. Музыка на войне, музыка о войне. Военная тема в музыкальном
искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная
кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.).
4 КЛАСС
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»
Музыкальная форма. Контраст и повтор как принципы строения
музыкального произведения. Двухчастная, трѐхчастная и трѐхчастная
репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды. Гармония. Аккорд. Трезвучие
мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента: бас-
8
аккорд, аккордовая, арпеджио. Дополнительные обозначения в нотах.
Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги).
Модуль № 2 «Народная музыка России»
Фольклор народов России. Музыкальные традиции, особенности
народной музыки республик Российской Федерации. Жанры, интонации,
Музыкальные инструменты, музыканты-исполнители.
Модуль №3 «Музыка народов мира»
Музыка Японии и Китая. Древние истоки музыкальной культуры стран
Юго-Восточной
Азии.
Императорские
церемонии,
музыкальные
инструменты. Пентатоника. Музыка Средней Азии. Музыкальные традиции
и
праздники,
народные
инструменты
и
современные
исполнители
Казахстана, Киргизии, и других стран региона. Певец своего народа.
Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов —
ярких представителей национального музыкального стиля своей страны.
Диалог культур. Культурные связи между музыкантами разных стран.
Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке
отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других
культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в
творчестве зарубежных композиторов).
Модуль № 4 «Духовная музыка»
Религиозные праздники. Праздничная служба, вокальная (в том числе
хоровая) музыка религиозного содержания.
Модуль № 5 «Классическая музыка»
Симфоническая музыка. Симфонический оркестр. Тембры, группы
инструментов. Симфония, симфоническая картина. Русские композиторыклассики.
Творчество
выдающихся
отечественных
композиторов.
Европейские композиторы-классики. Творчество выдающихся зарубежных
композиторов.
Мастерство
исполнителя.
Творчество
выдающихся
исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижѐров. Консерватория,
филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского.
Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»
9
Современные обработки классической музыки. Понятие обработки,
творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих
классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают
обработки классики? Исполнители современной музыки. Творчество одного
или
нескольких
молодѐжи.
«двойники»
исполнителей
Электронные
классических
современной
музыкальные
музыкальных
музыки,
популярных
инструменты.
инструментов:
у
Современные
синтезатор,
электронная скрипка, гитара, барабаны и т. д. Виртуальные музыкальные
инструменты в компьютерных программах.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Кто создаѐт музыкальный спектакль? Профессии музыкального театра:
дирижѐр, режиссѐр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и
т.д. Сюжет музыкального спектакля. Действия и сцены в опере и балете.
Контрастные образы, лейтмотивы.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Музыкальные пейзажи. Музыка — выражение глубоких чувств,
тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами. Танцы, игры
и веселье. Примеры популярных танцев. Музыка на войне, музыка о войне.
Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации,
ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого
барабана, трубы и т. д.).
10
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специфика
эстетического
содержания
предмета
«Музыка»
обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трѐх групп
результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для
начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и
воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны
отражать готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна
России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и
традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к
освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры
народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;
стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города,
республики.
Духовно-нравственного воспитания:
понимание
сопереживания,
индивидуальности
уважения
и
каждого
человека;
проявление
доброжелательности;
готовность
придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в
процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость
к
различным
видам
искусства,
музыкальным
традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное
в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных
видах искусства на доступном для обучающегося с ЗПР уровне.
Ценности научного познания:
11
первоначальные
представления
о
единстве
и
особенностях
художественной и научной картины мира; познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим
системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской
деятельности
(дыхание,
артикуляция,
музыкальный
слух,
голос);
профилактика умственного и физического утомления с использованием
возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка
деятельности;
на
посильное
трудолюбие
в
активное
учѐбе,
участие
в
настойчивость
практической
в
достижении
поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере
культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей
вред.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
–
сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения,
жанры с помощью учителя и на основе предложенного плана;
устанавливать основания для сравнения, объединять элементы
музыкального звучания по определѐнному признаку на доступном
12
уровне;
–
определять
существенный
классифицировать
инструменты,
признак
предложенные
элементы
для
классификации,
объекты
музыкального
(музыкальные
языка,
произведения,
исполнительские составы и др.);
–
находить
закономерности
и
противоречия
в
рассматриваемых
явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за
звучащим музыкальным материалом на основе предложенного
учителем алгоритма;
–
выявлять после совместного анализа недостаток информации, в том
числе слуховой, акустической для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма;
–
устанавливать причинно-следственные связи (при необходимости с
направляющей помощью) в ситуациях музыкального восприятия и
исполнения, делать простейшие выводы.
Базовые исследовательские действия:
–
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв
между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений;
–
с помощью учителя формулировать цель вокальных и слуховых
упражнений;
–
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей предмета изучения и связей между
музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина —
следствие);
–
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведѐнного наблюдения (в том числе в форме
двигательного
моделирования,
звукового
эксперимента,
классификации, сравнения, исследования).
Работа с информацией:
–
выбирать источник получения информации;
–
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
13
информацию, представленную в явном виде;
–
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
на
основании предложенного учителем способа еѐ проверки;
–
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей)
обучающихся)
правила
информационной
безопасности при поиске информации в сети Интернет;
–
анализировать
текстовую,
видео-,
графическую,
звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей;
–
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по
предложенному учителем алгоритму;
–
самостоятельно
создавать
схемы,
таблицы
для
представления
информации под руководством учителя.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
–
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей,
стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального
высказывания;
–
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в
коллективе);
–
передавать в собственном исполнении музыки художественное
содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к
исполняемому произведению на доступном для обучающегося с ЗПР
уровне;
–
осознанно
пользоваться
интонационной
выразительностью
в
обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации
в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
–
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
–
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
14
–
признавать возможность существования разных точек зрения;
–
выбирать и корректно использовать речевые средства при ответе в
учебной дискуссии, аргументации своего мнения;
–
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с
соучениками и учителем;
–
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
–
создавать по совместно составленному плану устные и письменные
тексты (описание, рассуждение, повествование);
–
готовить
под
руководством
взрослого
небольшие
публичные
выступления;
–
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
–
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в
ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
–
переключаться между различными формами коллективной, групповой
и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении
поставленной задачи;
–
формулировать
долгосрочные
после
цели
совместного
анализа
(индивидуальные
с
краткосрочные
учѐтом
участия
и
в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного
формата
планирования,
распределения
промежуточных шагов и сроков;
–
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
–
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в
общий результат;
15
–
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на
предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
–
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата (при необходимости с направляющей помощью);
–
выстраивать последовательность выбранных действий, удерживать
предложенный алгоритм.
Самоконтроль:
–
понимать смысл предъявляемых учебных задач и организовывать в
соответствии с ними собственное поведение;
–
понимать причины успеха/неудач учебной деятельности на основе
совместного анализа;
–
корректировать с помощью педагога свои учебные действия для
преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины,
устойчивого
поведения,
эмоционального
душевного
равновесия и т. д.).
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования
у обучающихся с ЗПР основ музыкальной культуры и проявляются в
способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном
общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к
музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся
с
ЗПР,
освоившие
основную
образовательную
программу по предмету «Музыка»:
–
проявляют интерес к занятиям музыкой, любят петь, играть на
16
доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьѐзную
музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
–
имеют
представления
о
разнообразии
форм
и
направлений
музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения,
композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать
свой выбор;
–
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров,
творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
–
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной
культуры;
–
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета
«Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать
сформированность умений:
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»:
–
классифицировать
звуки:
шумовые
и
музыкальные,
длинные,
короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
–
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр,
динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить
значение
соответствующих
терминов
с
опорой
на
карточки
визуальной поддержки;
–
различать изобразительные и выразительные интонации, находить
признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
–
различать
на
слух
принципы
развития:
повтор,
контраст,
варьирование;
–
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на
слух простые музыкальные формы — двухчастную, трѐхчастную и
трѐхчастную репризную, рондо, вариации с направляющей помощью
учителя;
–
ориентироваться с направляющей помощью педагога в нотной записи
17
в пределах певческого диапазона;
–
исполнять различные ритмические рисунки в простых заученных
музыкальных произведениях с направляющей помощью учителя;
–
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль № 2 «Народная музыка России»:
–
иметь представления о принадлежности музыкальных интонаций,
изученных произведений к родному фольклору, русской музыке,
народной музыке различных регионов России;
–
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные
инструменты с опорой на карточки визуальной поддержки;
–
группировать народные музыкальные инструменты по принципу
звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
–
определять
принадлежность
музыкальных
произведений
и
их
фрагментов к композиторскому или народному творчеству на
знакомом музыкальном материале;
–
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при
исполнении народной песни на заученном материале с направляющей
помощью учителя;
–
исполнять
народные
произведения
различных
жанров
с
сопровождением на доступном уровне;
–
участвовать в коллективной игре (вокальной, инструментальной,
танцевальной)
на
основе
освоенных
фольклорных
жанров
с
направляющей помощью учителя.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»:
–
различать на слух произведения народной и композиторской музыки
других стран;
–
определять
на
слух
принадлежность
народных
музыкальных
инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых
инструментов;
–
различать на слух и соотносить фольклорные элементы музыки
18
разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов
(из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров)
самостоятельно или с направляющей помощью учителя;
–
различать и характеризовать по предложенному плану фольклорные
жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть
типичные жанровые признаки.
Модуль № 4 «Духовная музыка»:
–
определять
характер,
настроение
музыкальных
произведений
духовной музыки под руководством педагога;
–
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания
духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других
конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль № 5 «Классическая музыка»:
–
различать на слух произведения классической музыки, называть
автора и произведение, исполнительский состав на изученном
материале и с опорой на визуализацию;
–
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня,
танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки
песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
–
иметь представление о концертных жанрах по особенностям
исполнения
(камерные
и
симфонические,
вокальные
и
инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры с
опорой на карточки визуальной поддержки;
–
воспринимать музыку в соответствии с еѐ настроением, характером,
осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием,
уметь
на
доступном
уровне
описать
свои
впечатления
от
музыкального восприятия;
–
характеризовать с направляющей помощью педагога выразительные
средства, использованные композитором для создания музыкального
образа;
19
–
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи,
литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса
выразительных средств.
Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»:
–
иметь представление о разнообразии современной музыкальной
культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора;
–
различать и определять на слух принадлежность музыкальных
произведений, исполнительского стиля к различным направлениям
современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.) с
опорой на карточки визуальной поддержки;
–
различать
и
соотносить
музыкально-выразительные
средства,
определяющие основной характер, настроение музыки с опорой на
карточки визуальной поддержки;
–
исполнять
на
доступном
уровне
современные
музыкальные
произведения, соблюдая певческую культуру звука.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»:
–
различать особенности музыкально-сценических жанров (опера,
балет, оперетта, мюзикл);
–
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор,
увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные
музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов с опорой на
карточки визуальной поддержки;
–
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров,
хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов,
уметь определять их на слух;
–
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального
спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант,
дирижѐр, сценарист, режиссѐр, хореограф, певец, художник и др.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»:
20
–
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики,
школы, исполнять песни, посвящѐнные Великой Отечественной
войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие
разнообразные эмоции, чувства и настроения;
–
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия
жизни, различать обобщѐнные жанровые сферы: напевность (лирика),
танцевальность
и
маршевость
(связь
с
движением),
декламационность, эпос (связь со словом);
–
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания,
замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к
развитию и удовлетворению эстетических потребностей.
Воспитательная функция урока предмета – способствует становлению
личности, еѐ неповторимой индивидуальности, духовности, раскрытию
творческого потенциала, поддерживает духовные ценности общества, На
уроке музыки происходит не просто ознакомление учащихся с культурой как
с содержанием той или иной эпохи, но и воспитание культуры их
жизнедеятельности с позиций красоты, гармонии и любви. Находит своѐ
проявление в возможности присвоения человеком духовно-нравственного
опыта, кристаллизованного в музыкальных произведениях.
21
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Народная музыка России
1.1 Край, в котором ты живёшь: «Наш край» (То березка, то рябина…, муз.
Д.Б. Кабалевского, сл. А.Пришельца); «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл.
Н.Соловьёвой)
1.2 Русский фольклор: русские народные песни «Во кузнице», «Веселые
гуси», «Скок, скок, молодой дроздок», «Земелюшка-чернозем», «У котаворкота», «Солдатушки, бравы ребятушки»; заклички
1.3 Русские народные музыкальные инструменты: русские народные
песни «Ходит зайка по саду», «Как у наших у ворот», песня Т.А.
Потапенко «Скворушка прощается»; В.Я.Шаинский «Дважды два –
четыре»
1.4 Сказки, мифы и легенды: С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и
Волк»; Н. Римский-Корсаков «Садко»
1.5 Фольклор народов России: татарская народная песня «Энисэ», якутская
народная песня «Олененок»
1.6 Народные праздники: «Рождественское чудо» колядка; «Прощай,
прощай Масленица» русская народная песня
Итого по разделу
Раздел 2. Классическая музыка
2.1 Оркестр: И. Гайдн Анданте из симфонии № 94; Л.ван Бетховен
Маршевая тема из финала Пятой симфонии
2.2 Музыкальные инструменты. Флейта: И.С.Бах «Шутка», В.Моцарт
Аллегретто из оперы волшебная флейта, тема Птички из сказки С.С.
Прокофьева «Петя и Волк»; «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»
К.В. Глюка, «Сиринкс» К. Дебюсси
2.3 Вокальная музыка: С.С. Прокофьев, стихи А. Барто «Болтунья»; М.И.
Глинка, стихи Н. Кукольника «Попутная песня»
2.4 Инструментальная музыка: П.И. Чайковский «Мама», «Игра в лошадки»
из Детского альбома, С.С. Прокофьев «Раскаяние» из Детской музыки
Количество часов
Всего Контрольные
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
1
6
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
2.5
Композиторы – детям: Д.Кабалевский песня о школе; П.И.Чайковский
«Марш деревянных солдатиков», «Мама», «Песня жаворонка» из
Детского альбома; Г. Дмитриев Вальс, В. Ребиков «Медведь»
2.6 Русские композиторы-классики: П.И. Чайковский «Утренняя молитва»,
«Полька» из Детского альбома
2.7 Европейские композиторы-классики: Л. ван Бетховен Марш «Афинские
развалины», И.Брамс «Колыбельная»
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка в жизни человека
3.1 Музыкальные пейзажи: С.С. Прокофьев «Дождь и радуга», «Утро»,
«Вечер» из Детской музыки; утренний пейзаж П.И.Чайковского,
Э.Грига, Д.Б.Кабалевского; музыка вечера - «Вечерняя сказка» А.И.
Хачатуряна; «Колыбельная медведицы» сл. Яковлева, муз.
Е.П.Крылатова; «Вечерняя музыка» В. Гаврилина; «Летний вечер тих и
ясен…» на сл. Фета
3.2 Музыкальные портреты: песня «Болтунья» сл. А. Барто, муз. С.
Прокофьева; П.И. Чайковский «Баба Яга» из Детского альбома; Л.
Моцарт «Менуэт»
3.3 Танцы, игры и веселье: А. Спадавеккиа «Добрый жук», песня из к/ф
«Золушка», И. Дунаевский Полька; И.С. Бах «Волынка»
3.4 Какой же праздник без музыки? О. Бихлер марш «Триумф
победителей»; В. Соловьев-Седой Марш нахимовцев; песни,
посвящённые Дню Победы
Итого по разделу
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Музыка народов мира
1.1 Певец своего народа: А. Хачатурян Андантино, «Подражание
народному»
1.2 Музыка стран ближнего зарубежья: Белорусские народные песни
«Савка и Гришка», «Бульба», Г. Гусейнли, сл. Т. Муталлибова «Мои
цыплята»; Лезгинка, танец народов Кавказа; Лезгинка из балета
А.Хачатуряна «Гаянэ»
1.3 Музыка стран дальнего зарубежья: «Гусята» – немецкая народная
песня, «Аннушка» – чешская народная песня, М. Теодоракис народный
23
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
7
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
4
1
2
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
танец «Сиртаки», «Чудесная лютня»: этническая музыка
Итого по разделу
Раздел 2. Духовная музыка
2.1 Звучание храма: П.И. Чайковский «Утренняя молитва» и «В церкви» из
Детского альбома
2.2 Религиозные праздники:Рождественский псалом «Эта ночь святая»,
Рождественская песня «Тихая ночь»
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка театра и кино
3.1 Музыкальная сказка на сцене, на экране: оперы-сказки «Мухацокотуха», «Волк и семеро козлят»; песни из мультфильма
«Бременские музыканты»
3.2 Театр оперы и балета: П. Чайковский балет «Щелкунчик». Танцы из
второго действия: Шоколад (испанский танец), Кофе (арабский танец),
Чай (китайский танец), Трепак (русский танец), Танец пастушков; И.
Стравинский – «Поганый пляс Кощеева царства» и «Финал» из балета
«Жар-Птица»
3.3 Балет. Хореография – искусство танца: П. Чайковский. Финал 1-го
действия из балета «Спящая красавица»
3.4 Опера. Главные герои и номера оперного спектакля: мужской и
женский хоры из Интродукции оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»
Итого по разделу
Раздел 4. Современная музыкальная культура
4.1 Современные обработки классики:В. Моцарт «Колыбельная»; А.
Вивальди «Летняя гроза» в современной обработке, Ф. Шуберт «Аве
Мария»; Поль Мориа «Фигаро» в современной обработке
4.2 Электронные музыкальные инструменты: И. Томита электронная
обработка пьесы М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов»
из цикла «Картинки с выставки»; А.Рыбников «Гроза» и «Свет Звезд»
из к/ф «Через тернии к звездам»; А. Островский «Спят усталые
игрушки»
Итого по разделу
Раздел 5. Музыкальная грамота
5.1 Весь мир звучит: Н.А. Римский-Корсаков «Похвала пустыне» из оперы
24
5
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
4
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
3
1
Библиотека ЦОК
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
5.2 Песня: П.И. Чайковский «Осенняя песнь»; Д.Б. Кабалевский, стихи В.
Викторова «Песня о школе», А.Д. Филиппенко, стихи Т.И. Волгиной
«Веселый музыкант»
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
2 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
2
33
0
Количество часов
Всего Контрольные
работы
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Народная музыка России
1.1 Край, в котором ты живёшь: русские народные песни «Во поле береза
стояла», «Уж как по мосту, мосточку»; В.Я.Шаинский «Вместе весело
шагать»
1.2 Русский фольклор: русские народные песни «Из-под дуба, из-под
вяза»
1.3 Русские народные музыкальные инструменты: Русские народные
песни «Светит месяц»; «Ах вы, сени, мои сени»
1.4 Сказки, мифы и легенды: «Былина о Вольге и Микуле», А.С. Аренский
«Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром»;
Н.Добронравов М. Таривердиев «Маленький принц» (Кто тебя
выдумал, звездная страна…)
1.5 Народные праздники: песни-колядки «Пришла коляда», «В ночном
саду»
1.6 Фольклор народов России: народная песня коми «Провожание»;
татарская народная песня «Туган як»
1.7 Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов: Хор «А мы
просо сеяли» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», П.И.
Чайковский Финал из симфонии № 4
25
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Итого по разделу
Раздел 2. Классическая музыка
2.1 Русские композиторы-классики: П.И.Чайковский «Немецкая песенка»,
«Неаполитанская песенка» из Детского альбома
2.2 Европейские композиторы-классики: Л. ван Бетховен «Сурок»;
Концерт для фортепиано с оркестром № 4, 2-я часть
2.3 Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель: Н. Паганини
каприс № 24; Л. Делиб Пиццикато из балета «Сильвия»; А. Вивальди
Концерт для виолончели с оркестром соль-минор, 2 часть
2.4 Вокальная музыка: М.И. Глинка «Жаворонок»; "Школьный вальс"
Исаака Дунаевского
2.5 Программная музыка: А.К. Лядов «Кикимора», «Волшебное озеро»;
М.П. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» – вступление к опере
«Хованщина»
2.6 Симфоническая музыка: П.И. Чайковский Симфония № 4, Финал; С.С.
Прокофьев. Классическая симфония (№ 1) Первая часть
2.7 Мастерство исполнителя: Русская народная песня «Уж, ты сад» в
исполнении Л. Руслановой; Л. ван Бетховен Патетическая соната (1-я
часть) для фортепиано в исполнении С.Т. Рихтера
2.8 Инструментальная музыка: Р. Шуман «Грезы»; С.С. Прокофьев
«Сказки старой бабушки»
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка в жизни человека
3.1 Главный музыкальный символ: Гимн России
7
3.2
1
Красота и вдохновение: «Рассвет-чародей» музыка В.Я.Шаинского сл.
М.С.Пляцковского; П.И. Чайковский «Мелодия» для скрипки и
фортепиано, А.П. Бородин «Ноктюрн из струнного квартета № 2»
Итого по разделу
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Музыка народов мира
1.1 Диалог культур: М.И. Глинка Персидский хор из оперы «Руслан и
Людмила»; А.И. Хачатурян «Русская пляска» из балета «Гаянэ»; А.П.
Бородин музыкальная картина «В Средней Азии»; Н.А. Римский26
1
1
1
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
2
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Корсаков «Песня индийского гостя» из оперы «Садко»
Итого по разделу
Раздел 2. Духовная музыка
2.1 Инструментальная музыка в церкви: И.С. Бах Хоральная прелюдия
фа-минор для органа, Токката и фуга ре минор для органа
2.2 Искусство Русской православной церкви: молитва «Богородице Дево
Радуйся» хора братии Оптиной Пустыни; С.В. Рахманинов
«Богородице Дево Радуйся» из «Всенощного бдения»
2.3 Религиозные праздники: колядки «Добрый тебе вечер», «Небо и
земля», Рождественские песни
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка театра и кино
3.1 Музыкальная сказка на сцене, на экране: фильм-балет «Хрустальный
башмачок» (балет С.С.Прокофьева «Золушка»); aильм-сказка
«Золотой ключик, или Приключения Буратино», А.Толстой, муз.
А.Рыбникова
3.2 Театр оперы и балета: отъезд Золушки на бал, Полночь из балета С.С.
Прокофьева «Золушка»
3.3 Балет. Хореография – искусство танца: вальс, сцена примерки
туфельки и финал из балета С.С. Прокофьева «Золушка»
3.4 Опера. Главные герои и номера оперного спектакля: Песня Вани,
Ария Сусанина и хор «Славься!» из оперы М.И. Глинки «Иван
Сусанин»; Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»:
«Три чуда», «Полет шмеля»
3.5 Сюжет музыкального спектакля: сцена у Посада из оперы М.И.
Глинки «Иван Сусанин»
3.6 Оперетта, мюзикл: Ж. Оффенбах «Шествие царей» из оперетты
«Прекрасная Елена»; Песня «До-Ре-Ми» из мюзикла Р. Роджерса
«Звуки музыки»
Итого по разделу
Раздел 4. Современная музыкальная культура
4.1 Современные обработки классической музыки: Ф. Шопен Прелюдия
ми-минор, Чардаш В. Монти в современной обработке
4.2 Джаз: С. Джоплин регтайм «Артист эстрады». Б. Тиэл «Как прекрасен
27
2
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
3
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
2
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
8
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
мир!», Д. Херман «Hello Dolly» в исполнении Л. Армстронга
4.3 Исполнители современной музыки: О.Газманов «Люси» в исполнении
Р.Газманова (6 лет); И. Лиева, Э. Терская «Мама» в исполнении
группы «Рирада»
4.4 Электронные музыкальные инструменты: Э. Артемьев темы из
кинофильмов «Раба любви», «Родня». Э. Сигмейстер. Ковбойская
песня для детского ансамбля электронных и элементарных
инструментов
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Народная музыка России
1.1 Край, в котором ты живёшь: русская народная песня «Степь, да степь
кругом»; «Рондо на русские темы»; Е.П.Крылатов «Крылатые качели»
1.2 Русский фольклор: «Среди долины ровныя», «Пойду ль я, выйду ль я»;
кант «Радуйся, Роско земле»; марш «Славны были наши деды»,
«Вспомним, братцы, Русь и славу!»
1.3 Русские народные музыкальные инструменты и народные песни:
«Пошла млада за водой», «Ах, улица, улица широкая».
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии
1.4 Жанры музыкального фольклора: русские народные песни «Ах ты,
степь», «Я на горку шла»
1.5 Фольклор народов России: «Апипа», татарская народная песня;
«Сказочка», марийская народная песня
1.6 Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов: А.Эшпай
«Песни горных и луговых мари»
Итого по разделу
Раздел 2. Классическая музыка
2.1 Композитор – исполнитель – слушатель: концерт № 1 для фортепиано
с оркестром П.И. Чайковского (фрагменты), песня Леля «Туча со
28
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
1
4
34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
0
Количество часов
Всего Контрольные
работы
1
1
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
1
6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
громом сговаривалась» из оперы «Снегурочка» Н.А. РимскогоКорсакова
2.2 Композиторы – детям: Ю.М.Чичков «Детство — это я и ты»; А.П.
Бородин, А.К. Лядов, Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков «Парафразы»;
пьеса «Детского альбома», П.И. Чайковский «Игра в лошадки»
2.3 Музыкальные инструменты. Фортепиано: «Гном», «Старый замок» из
фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского;
«Школьные годы» муз. Д. Кабалевского, сл.Е.Долматовского
2.4 Вокальная музыка: «Детская» — вокальный цикл М.П. Мусоргского;
С.С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр
Невский»
2.5 Инструментальная музыка: «Тюильрийский сад», фортепианный цикл
«Картинки с выставки» М.П. Мусоргского
2.6 Русские композиторы-классики: М.И. Глинка увертюра к опере
«Руслан и Людмила»: П.И. Чайковский «Спящая красавица»; А.П.
Бородин. Опера «Князь Игорь» (фрагменты)
2.7 Европейские композиторы-классики: В. Моцарт. Симфония № 40 (2 и 3
части); К.В. Глюк опера «Орфей и Эвридика»; Эдвард Григ музыка к
драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Л. ван Бетховен «Лунная соната»,
«К Элизе», «Сурок»; канон В.А. Моцарта «Слава солнцу, слава миру»
2.8 Мастерство исполнителя: песня Баяна из оперы М.И. Глинки «Руслан и
Людмила», песни гусляра Садко в опере-былине «Садко» Н.А.
Римского-Корсакова
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка в жизни человека
3.1 Музыкальные пейзажи: «Утро» Э. Грига, Вечерняя песня М.П.
Мусоргского, «Запевки» Г. Свиридова симфоническая музыкальная
картина С.С. Прокофьева «Шествие солнца». «В пещере горного
короля» из сюиты «Пер Гюнт»
3.2 Танцы, игры и веселье: Муз. Ю.Чичкова, сл.Ю.Энтина «Песенка про
жирафа»; М.И.Глинка «Вальс-фантазия, «Камаринская» для
симфонического оркестра. Мелодии масленичного гулянья из оперы
Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Контрданс сельский танец пьеса Л.ван Бетховена
29
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
3.3
Музыка на войне, музыка о войне: песни Великой Отечественной
войны – песни Великой Победы
Итого по разделу
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Музыка народов мира
1.1 Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и
зарубежных композиторов: «Мама» русского композитора В.
Гаврилина и итальянского — Ч.Биксио; C.В. Рахманинов «Не пой,
красавица при мне» и Ж.Бизе Фарандола из 2-й сюиты «Арлезианка»
1.2 Образы других культур в музыке русских композиторов: М.
Мусоргский Танец персидок из оперы «Хованщина». А.Хачатурян
«Танец с саблями» из балета «Гаянэ»
1.3 Русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных
композиторов: П. Сарасате «Москвичка». И.Штраус «Русский марш»
Итого по разделу
Раздел 2. Духовная музыка
2.1 Религиозные праздники: вербное воскресенье: «Вербочки» русского
поэта А. Блока. Выучи и спой песни А. Гречанинова и Р. Глиэра
2.2 Троица: летние народные обрядовые песни, детские песни о березках
(«Березонька кудрявая» и др.)
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка театра и кино
3.1 Патриотическая и народная тема в театре и кино: Симфония № 3
«Героическая» Людвига ван Бетховена. опера «Война и мир»; музыка к
кинофильму «Александр Невский» С.С. Прокофьева, оперы «Борис
Годунов» и другие произведения
3.2 Сюжет музыкального спектакля: мюзиклы «Семеро козлят на новый
лад» А. Рыбникова, «Звуки музыки» Р. Роджерса
3.3 Кто создаёт музыкальный спектакль: В. Моцарт опера «Волшебная
флейта» (фрагменты)
Итого по разделу
Раздел 4. Современная музыкальная культура
4.1 Исполнители современной музыки: SHAMAN исполняет песню «Конь»,
музыка И. Матвиенко, стихи А. Шаганова; пьесы В. Малярова из сюиты
30
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
3
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
4
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
2
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
5
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
«В монастыре» «У иконы Богородицы», «Величит душа моя Господа» в
рамках фестиваля современной музыки
4.2 Особенности джаза: «Колыбельная» из оперы Дж. Гершвина «Порги и
Бесс»
4.3 Электронные музыкальные инструменты: Э.Артемьев «Поход» из к/ф
«Сибириада», «Слушая Баха» из к/ф «Солярис»
Итого по разделу
Раздел 5. Музыкальная грамота
5.1 Интонация: К. Сен-Санс пьесы из сюиты «Карнавал животных»:
«Королевский марш льва», «Аквариум», «Лебедь» и др.
5.2 Ритм: И. Штраус-отец Радецки-марш, И. Штраус-сын Полькапиццикато, вальс «На прекрасном голубом Дунае» (фрагменты)
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
1
2
34
0
4 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Всего Контрольные
работы
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Народная музыка России
1.1
Край, в котором ты живёшь: русские народные песни «Выходили красны
девицы», «Вдоль да по речке», «Солдатушки, бравы ребятушки»;
Е.П.Крылатов, Ю.С.Энтин «Лесной олень»
1.2
Первые артисты, народный театр: И.Ф. Стравинский балет «Петрушка»;
русская народная песня «Скоморошья-плясовая», фрагменты из оперы
«Князь Игорь» А.П. Бородина; фрагменты из оперы «Садко» Н.А. РимскогоКорсакова
1.3
Русские народные музыкальные инструменты: П.И. Чайковский пьесы
«Камаринская» «Мужик на гармонике играет»; «Пляска скоморохов» из
оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова
31
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
1.4
Жанры музыкального фольклора: русская народная песня «Выходили
красны девицы»; «Вариации на Камаринскую»
1.5
Фольклор народов России: Якутские народные мелодии «Призыв весны»,
«Якутский танец»
1.6
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов: С.В. Рахманинов
1-я часть Концерта №3 для фортепиано с оркестром; П.И. Чайковский
песни «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, по мосточку» из оперы
«Евгений Онегин»; Г.В. Свиридов Кантата «Курские песни»; С.С.
Прокофьев кантата «Александр Невский»
Итого по разделу
Раздел 2. Классическая музыка
2.1
Композиторы – детям: П.И. Чайковский «Сладкая греза», из Детского
альбома, Д.Д. Шостакович Вальс-шутка; песни из фильма-мюзикла «Мэри
Поппинс, до свидания»
2.2
Оркестр: И. Гайдн Анданте из симфонии № 94; Л. ван Бетховен Маршевая
тема из финала Пятой симфонии
2.3
Вокальная музыка: С.С. Прокофьев, стихи А. Барто «Болтунья»; М.И.
Глинка, стихи Н. Кукольника «Попутная песня»
2.4
Инструментальная музыка: П.И. Чайковский «Мама», «Игра в лошадки» из
Детского альбома, С.С. Прокофьев «Раскаяние» из Детской музыки
2.5
Программная музыка: Н.А. Римский-Корсаков Симфоническая сюита
«Шехеразада» (фрагменты)
2.6
Симфоническая музыка: М.И. Глинка. «Арагонская хота», П. Чайковский
Скерцо из 4-й симфонии
2.7
Русские композиторы-классики: П.И. Чайковский «Танец феи Драже»,
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
2.8
Европейские композиторы-классики: Ж. Бизе «Арлезианка» (1 сюита:
Прелюдия, Менуэт, Перезвон, 2 сюита: Фарандола – фрагменты)
2.9
Мастерство исполнителя: Скерцо из «Богатырской» симфонии
А.П.Бородина
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка в жизни человека
3.1
Искусство времени: Н. Паганини «Вечное движение», И. Штраус «Вечное
движение», М. Глинка «Попутная песня», Э. Артемьев «Полет» из к/ф
32
1
1
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
7
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
1
1
1
1
1
1
1
9
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
«Родня»; Е.П.Крылатов и Ю.С.Энтин «Прекрасное далеко»
Итого по разделу
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Музыка народов мира
1.1
Музыка стран ближнего зарубежья: песни и плясовые наигрыши
народных музыкантов-сказителей (акыны, ашуги, бакши и др.); К. Караев
Колыбельная и танец из балета «Тропою грома». И. Лученок, М. Ясень
«Майский вальс». А.Пахмутова, Н.Добронравов «Беловежская пуща» в
исполнении ВИА «Песняры»
1.2
Музыка стран дальнего зарубежья: норвежская народная песня
«Волшебный смычок»; А.Дворжак Славянский танец № 2 ми-минор,
Юмореска. Б.Сметана Симфоническая поэма «Влтава»
Итого по разделу
Раздел 2. Духовная музыка
2.1
Религиозные праздники: пасхальная песня «Не шум шумит», фрагмент
финала «Светлый праздник» из сюиты-фантазии С.В. Рахманинова
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка театра и кино
3.1
Музыкальная сказка на сцене, на экране: «Морозко» – музыкальный
фильм-сказка музыка Н. Будашкина; С. Никитин «Это очень интересно»,
«Пони», «Сказка по лесу идет», «Резиновый ёжик»; Г.В. Свиридов сюита
«Музыкальные иллюстрации»
3.2
Театр оперы и балета: Сцена народных гуляний из второго действия
оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и
деве Февронии»
3.3
Балет: А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (фрагменты); Р. Щедрин Балет «Конекгорбунок», фрагменты: «Девичий хоровод», «Русская кадриль», «Золотые
рыбки», «Ночь» и др.
3.4
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля: оперы «Садко»,
«Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова
3.5
Патриотическая и народная тема в театре и кино: П.И. Чайковский
Торжественная увертюра «1812 год»; Ария Кутузова из оперы
С.С.Прокофьева «Война и мир»; попурри на темы песен военных лет
Итого по разделу
33
1
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
1
7
Раздел 4. Современная музыкальная культура
4.1
Современные обработки классической музыки: В.А. Моцарт
«Колыбельная»; А. Вивальди «Летняя гроза» в современной обработке; Ф.
Шуберт «Аве Мария» в современной обработке; Поль Мориа «Фигаро»
4.2
Джаз: Дж. Гершвин «Летнее время», Д.Эллингтон «Караван». Г.Миллер
«Серенада лунного света», «Чаттануга Чу-Чу»
Итого по разделу
Раздел 5. Музыкальная грамота
5.1
Интонация: С.В.Рахманинов. «Сирень»; Р.Щедрин. Концерт для оркестра
«Озорные частушки»
5.2
Музыкальный язык: Я. Сибелиус «Грустный вальс»; К. Орф «О, Фортуна!»
(№ 1) из кантаты «Кармина Бурана»; Л. Андерсон «Пьеса для пишущей
машинки с оркестром»
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
3
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
1
2
34
0