Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17» (МАОУ СОШ № 17) Аннотация к адаптированной рабочей программе учебного предмета «Музыка» Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» разработана в соответствии с пунктом 2.9.5 ФГОС НОО с ОВЗ и реализуется 5 лет с 1 по 4 класс.1 Адаптированная рабочая программа разработана учителем в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителем в МАОУ СОШ № 17 по учебному предмету «Музыка». Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» является частью адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР, определяющей: - содержание с учѐтом рабочей программы воспитания; - планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные); - тематическое планирование с возможностью использования ЭОР/ЦОР. Адаптированная рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения учителей начального уровня образования и согласована заместителем директора по УР, заместителем директора по ВР МАОУ СОШ № 17. 31.08.2023 1 Приказ Минпросвещения России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован в Минюсте 03.02.2015 г. № 35847) МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Управление образования администрации города Березники МАОУ СОШ № 17 РАССМОТРЕНО на методическом объединении протокол «__» ___2023г. № СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УР___ А.С. Соснина УТВЕРЖДАЮ директор ___________ С.Н. Буркова АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» для обучающихся 1-4 (Вариант 7.2.) Березники 2023 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ 1 КЛАСС Модуль № 1 «Музыкальная грамота» Весь мир звучит. Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр. Звукоряд Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы. Интонация. Выразительные и изобразительные интонации. Модуль № 2 «Народная музыка России» Край, в котором ты живѐшь. Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты. Русский фольклор. Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки). Русские народные музыкальные инструменты. Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Модуль №3 «Музыка народов мира» Музыка наших традицииБелоруссии, соседей. Украины, Фольклор Прибалтики и (песни, музыкальные танцы, обычаи, музыке русских музыкальные инструменты). Модуль № 4 «Духовная музыка» Звучание храма Колокола. Колокольность в композиторов. Песни верующих. Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Инструментальная музыка в церкви. Орган и его роль в богослужении. Творчество И. С. Баха. Модуль № 5 «Классическая музыка» Композиторы — детям. Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш. Оркестр. Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижѐр, партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное соревнование солиста с оркестром. Музыкальные инструменты. Фортепиано. Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия 3 инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор). Флейта Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра. Скрипка, виолончель. Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты. Модуль № 7 «Музыка театра и кино» Музыкальная сказка на сцене, на экране. Характеры персонажей, отражѐнные в музыке. Модуль № 8 «Музыка в жизни человека» Красота и вдохновение. Стремление человека к красоте. Особое состояние — вдохновение. Музыка — возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей — хор, хоровод. Музыкальные пейзажи. Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыкальные Портреты. Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. 2 КЛАСС Модуль № 1 «Музыкальная грамота» Мелодия. Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок. Сопровождение. Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш. Песня. Куплетная форма. Запев, припев. Лад. Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Тональность. Гамма. Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2–3 знаков при ключе). Интервалы. Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима. Вариации. Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, 4 секста, октава. Диссонансы: секунда, септима. Музыкальный язык. Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.). Модуль № 2 «Народная музыка России» Русский фольклор. Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки). Русские народные музыкальные инструменты. Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии. Народные праздники. Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников. Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов. Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества. Модуль №3 «Музыка народов мира» Кавказские мелодии и ритмы. Музыкальные традиции и праздники, Народные инструменты и жанры. Композиторы и музыканты-исполнители Грузии, Армении, Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками Северного Кавказа. Модуль № 4 «Духовная музыка» Звучание храма Колокола. Колокольность в музыке русских композиторов. Песни верующих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков. Модуль № 5 «Классическая музыка» Композиторы — детям. Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш. Фортепиано. Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор). Музыкальные инструменты. Скрипка, альт, виолончель, контрабас. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты. Программная 5 музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф. Симфоническая музыка. Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина. Европейские композиторы-классики. Творчество выдающихся зарубежных композиторов. Русские композиторы-классики. Творчество выдающихся исполнителя. отечественных Творчество выдающихся композиторов. исполнителей Мастерство — певцов, инструменталистов, дирижѐров. Консерватория, филармония, конкурс имени П. И. Чайковского. Модуль № 7 «Музыка театра и кино» Театр оперы и балета. Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижѐр в музыкальном спектакле. Опера. Главные герои и номера оперного спектакля. Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов. Модуль № 8 «Музыка в жизни человека» Главный музыкальный символ. Главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны. Музыкальные пейзажи. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами. Музыкальные портреты. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях. Искусство времени. Музыка — временное искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития. 3 КЛАСС Модуль № 1 «Музыкальная грамота» Размер. Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4. Ритмические рисунки в размере 6/8. Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм. Пентатоника. Пентатоника — пятиступенный лад, распространѐнный у многих народов. Ноты в разных октавах. Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ. 6 Модуль № 2 «Народная музыка России» Жанры музыкального фольклора. Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты. Первые артисты, народный театр. Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп. Модуль №3 «Музыка народов мира» Музыка народов Европы. Танцевальный и песенный фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал. Музыка Испании и Латинской Америки. Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные жанры. Профессиональные композиторы и исполнители. Музыка США. Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки. Африканские ритмы, трудовые песни негров. Спиричуэлс. Джаз. Творчество Дж. Гершвина. Модуль № 4 «Духовная музыка» Искусство Русской православной церкви. Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящѐнные святым. Образы Христа, Богородицы. Модуль № 5 «Классическая музыка» Композитор — исполнитель — слушатель. Кого называют композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку? Что значит «уметь слушать музыку»? Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале. Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Вокальная музыка. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Инструментальная музыка. Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет. Модуль № 6 «Современная музыкальная культура» 7 Джаз. Особенности джаза: импровизационность, ритм (синкопы, триоли, свинг). Музыкальные инструменты джаза, особые приѐмы игры на них. Творчество джазовых музыкантов. Модуль № 7 «Музыка театра и кино» Балет. Хореография — искусство танца. Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов. Сюжет музыкального спектакля. Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Оперетта, мюзикл. История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др. Патриотическая и народная тема в театре и кино. Патриотическая и народная тема в театре и кино. История создания, значение музыкально-сценических и экранных произведений, посвящѐнных нашему народу, его истории, теме служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к фильмам. Модуль № 8 «Музыка в жизни человека» Музыкальные пейзажи. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков Музыкальные настроения, портреты. которые «Портреты», трудно передать выраженные в словами. музыкальных интонациях. Музыка на войне, музыка о войне. Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.). 4 КЛАСС Модуль № 1 «Музыкальная грамота» Музыкальная форма. Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения. Двухчастная, трѐхчастная и трѐхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды. Гармония. Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента: бас- 8 аккорд, аккордовая, арпеджио. Дополнительные обозначения в нотах. Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги). Модуль № 2 «Народная музыка России» Фольклор народов России. Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации. Жанры, интонации, Музыкальные инструменты, музыканты-исполнители. Модуль №3 «Музыка народов мира» Музыка Японии и Китая. Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника. Музыка Средней Азии. Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона. Певец своего народа. Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов — ярких представителей национального музыкального стиля своей страны. Диалог культур. Культурные связи между музыкантами разных стран. Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов). Модуль № 4 «Духовная музыка» Религиозные праздники. Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания. Модуль № 5 «Классическая музыка» Симфоническая музыка. Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина. Русские композиторыклассики. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Европейские композиторы-классики. Творчество выдающихся зарубежных композиторов. Мастерство исполнителя. Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижѐров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского. Модуль № 6 «Современная музыкальная культура» 9 Современные обработки классической музыки. Понятие обработки, творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики? Исполнители современной музыки. Творчество одного или нескольких молодѐжи. «двойники» исполнителей Электронные классических современной музыкальные музыкальных музыки, популярных инструменты. инструментов: у Современные синтезатор, электронная скрипка, гитара, барабаны и т. д. Виртуальные музыкальные инструменты в компьютерных программах. Модуль № 7 «Музыка театра и кино» Кто создаѐт музыкальный спектакль? Профессии музыкального театра: дирижѐр, режиссѐр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и т.д. Сюжет музыкального спектакля. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы. Модуль № 8 «Музыка в жизни человека» Музыкальные пейзажи. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами. Танцы, игры и веселье. Примеры популярных танцев. Музыка на войне, музыка о войне. Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.). 10 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трѐх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики. Духовно-нравственного воспитания: понимание сопереживания, индивидуальности уважения и каждого человека; проявление доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства на доступном для обучающегося с ЗПР уровне. Ценности научного познания: 11 первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. Трудового воспитания: установка деятельности; на посильное трудолюбие в активное учѐбе, участие в настойчивость практической в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»: 1. Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: – сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры с помощью учителя и на основе предложенного плана; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определѐнному признаку на доступном 12 уровне; – определять существенный классифицировать инструменты, признак предложенные элементы для классификации, объекты музыкального (музыкальные языка, произведения, исполнительские составы и др.); – находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; – выявлять после совместного анализа недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; – устанавливать причинно-следственные связи (при необходимости с направляющей помощью) в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать простейшие выводы. Базовые исследовательские действия: – на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений; – с помощью учителя формулировать цель вокальных и слуховых упражнений; – проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие); – формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования). Работа с информацией: – выбирать источник получения информации; – согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике 13 информацию, представленную в явном виде; – распознавать достоверную и недостоверную информацию на основании предложенного учителем способа еѐ проверки; – соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; – анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; – анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму; – самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации под руководством учителя. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: – воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; – выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); – передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению на доступном для обучающегося с ЗПР уровне; – осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении. Вербальная коммуникация: – воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; – проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; 14 – признавать возможность существования разных точек зрения; – выбирать и корректно использовать речевые средства при ответе в учебной дискуссии, аргументации своего мнения; – использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем; – строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; – создавать по совместно составленному плану устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); – готовить под руководством взрослого небольшие публичные выступления; – подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность (сотрудничество): – стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; – переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; – формулировать долгосрочные после цели совместного анализа (индивидуальные с краткосрочные учѐтом участия и в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; – принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; – ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; 15 – выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: – планировать действия по решению учебной задачи для получения результата (при необходимости с направляющей помощью); – выстраивать последовательность выбранных действий, удерживать предложенный алгоритм. Самоконтроль: – понимать смысл предъявляемых учебных задач и организовывать в соответствии с ними собственное поведение; – понимать причины успеха/неудач учебной деятельности на основе совместного анализа; – корректировать с помощью педагога свои учебные действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.). Предметные результаты Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся с ЗПР основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся с ЗПР, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»: – проявляют интерес к занятиям музыкой, любят петь, играть на 16 доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьѐзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; – имеют представления о разнообразии форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; – имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства; – с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; – стремятся к расширению своего музыкального кругозора. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений: Модуль № 1 «Музыкальная грамота»: – классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; – различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов с опорой на карточки визуальной поддержки; – различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; – различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; – понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трѐхчастную и трѐхчастную репризную, рондо, вариации с направляющей помощью учителя; – ориентироваться с направляющей помощью педагога в нотной записи 17 в пределах певческого диапазона; – исполнять различные ритмические рисунки в простых заученных музыкальных произведениях с направляющей помощью учителя; – исполнять песни с простым мелодическим рисунком. Модуль № 2 «Народная музыка России»: – иметь представления о принадлежности музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; – определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты с опорой на карточки визуальной поддержки; – группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; – определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству на знакомом музыкальном материале; – создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни на заученном материале с направляющей помощью учителя; – исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением на доступном уровне; – участвовать в коллективной игре (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров с направляющей помощью учителя. Модуль № 3 «Музыка народов мира»: – различать на слух произведения народной и композиторской музыки других стран; – определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; – различать на слух и соотносить фольклорные элементы музыки 18 разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров) самостоятельно или с направляющей помощью учителя; – различать и характеризовать по предложенному плану фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки. Модуль № 4 «Духовная музыка»: – определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки под руководством педагога; – уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции). Модуль № 5 «Классическая музыка»: – различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав на изученном материале и с опорой на визуализацию; – различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; – иметь представление о концертных жанрах по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры с опорой на карточки визуальной поддержки; – воспринимать музыку в соответствии с еѐ настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь на доступном уровне описать свои впечатления от музыкального восприятия; – характеризовать с направляющей помощью педагога выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; 19 – соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»: – иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; – различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.) с опорой на карточки визуальной поддержки; – различать и соотносить музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки с опорой на карточки визуальной поддержки; – исполнять на доступном уровне современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука. Модуль № 7 «Музыка театра и кино»: – различать особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл); – различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов с опорой на карточки визуальной поддержки; – различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух; – отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижѐр, сценарист, режиссѐр, хореограф, певец, художник и др. Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»: 20 – исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящѐнные Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; – воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщѐнные жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); – осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей. Воспитательная функция урока предмета – способствует становлению личности, еѐ неповторимой индивидуальности, духовности, раскрытию творческого потенциала, поддерживает духовные ценности общества, На уроке музыки происходит не просто ознакомление учащихся с культурой как с содержанием той или иной эпохи, но и воспитание культуры их жизнедеятельности с позиций красоты, гармонии и любви. Находит своѐ проявление в возможности присвоения человеком духовно-нравственного опыта, кристаллизованного в музыкальных произведениях. 21 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № Наименование разделов и тем программы п/п ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Народная музыка России 1.1 Край, в котором ты живёшь: «Наш край» (То березка, то рябина…, муз. Д.Б. Кабалевского, сл. А.Пришельца); «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н.Соловьёвой) 1.2 Русский фольклор: русские народные песни «Во кузнице», «Веселые гуси», «Скок, скок, молодой дроздок», «Земелюшка-чернозем», «У котаворкота», «Солдатушки, бравы ребятушки»; заклички 1.3 Русские народные музыкальные инструменты: русские народные песни «Ходит зайка по саду», «Как у наших у ворот», песня Т.А. Потапенко «Скворушка прощается»; В.Я.Шаинский «Дважды два – четыре» 1.4 Сказки, мифы и легенды: С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и Волк»; Н. Римский-Корсаков «Садко» 1.5 Фольклор народов России: татарская народная песня «Энисэ», якутская народная песня «Олененок» 1.6 Народные праздники: «Рождественское чудо» колядка; «Прощай, прощай Масленица» русская народная песня Итого по разделу Раздел 2. Классическая музыка 2.1 Оркестр: И. Гайдн Анданте из симфонии № 94; Л.ван Бетховен Маршевая тема из финала Пятой симфонии 2.2 Музыкальные инструменты. Флейта: И.С.Бах «Шутка», В.Моцарт Аллегретто из оперы волшебная флейта, тема Птички из сказки С.С. Прокофьева «Петя и Волк»; «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка, «Сиринкс» К. Дебюсси 2.3 Вокальная музыка: С.С. Прокофьев, стихи А. Барто «Болтунья»; М.И. Глинка, стихи Н. Кукольника «Попутная песня» 2.4 Инструментальная музыка: П.И. Чайковский «Мама», «Игра в лошадки» из Детского альбома, С.С. Прокофьев «Раскаяние» из Детской музыки Количество часов Всего Контрольные работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 6 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2.5 Композиторы – детям: Д.Кабалевский песня о школе; П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Мама», «Песня жаворонка» из Детского альбома; Г. Дмитриев Вальс, В. Ребиков «Медведь» 2.6 Русские композиторы-классики: П.И. Чайковский «Утренняя молитва», «Полька» из Детского альбома 2.7 Европейские композиторы-классики: Л. ван Бетховен Марш «Афинские развалины», И.Брамс «Колыбельная» Итого по разделу Раздел 3. Музыка в жизни человека 3.1 Музыкальные пейзажи: С.С. Прокофьев «Дождь и радуга», «Утро», «Вечер» из Детской музыки; утренний пейзаж П.И.Чайковского, Э.Грига, Д.Б.Кабалевского; музыка вечера - «Вечерняя сказка» А.И. Хачатуряна; «Колыбельная медведицы» сл. Яковлева, муз. Е.П.Крылатова; «Вечерняя музыка» В. Гаврилина; «Летний вечер тих и ясен…» на сл. Фета 3.2 Музыкальные портреты: песня «Болтунья» сл. А. Барто, муз. С. Прокофьева; П.И. Чайковский «Баба Яга» из Детского альбома; Л. Моцарт «Менуэт» 3.3 Танцы, игры и веселье: А. Спадавеккиа «Добрый жук», песня из к/ф «Золушка», И. Дунаевский Полька; И.С. Бах «Волынка» 3.4 Какой же праздник без музыки? О. Бихлер марш «Триумф победителей»; В. Соловьев-Седой Марш нахимовцев; песни, посвящённые Дню Победы Итого по разделу ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Музыка народов мира 1.1 Певец своего народа: А. Хачатурян Андантино, «Подражание народному» 1.2 Музыка стран ближнего зарубежья: Белорусские народные песни «Савка и Гришка», «Бульба», Г. Гусейнли, сл. Т. Муталлибова «Мои цыплята»; Лезгинка, танец народов Кавказа; Лезгинка из балета А.Хачатуряна «Гаянэ» 1.3 Музыка стран дальнего зарубежья: «Гусята» – немецкая народная песня, «Аннушка» – чешская народная песня, М. Теодоракис народный 23 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 7 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 4 1 2 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 танец «Сиртаки», «Чудесная лютня»: этническая музыка Итого по разделу Раздел 2. Духовная музыка 2.1 Звучание храма: П.И. Чайковский «Утренняя молитва» и «В церкви» из Детского альбома 2.2 Религиозные праздники:Рождественский псалом «Эта ночь святая», Рождественская песня «Тихая ночь» Итого по разделу Раздел 3. Музыка театра и кино 3.1 Музыкальная сказка на сцене, на экране: оперы-сказки «Мухацокотуха», «Волк и семеро козлят»; песни из мультфильма «Бременские музыканты» 3.2 Театр оперы и балета: П. Чайковский балет «Щелкунчик». Танцы из второго действия: Шоколад (испанский танец), Кофе (арабский танец), Чай (китайский танец), Трепак (русский танец), Танец пастушков; И. Стравинский – «Поганый пляс Кощеева царства» и «Финал» из балета «Жар-Птица» 3.3 Балет. Хореография – искусство танца: П. Чайковский. Финал 1-го действия из балета «Спящая красавица» 3.4 Опера. Главные герои и номера оперного спектакля: мужской и женский хоры из Интродукции оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» Итого по разделу Раздел 4. Современная музыкальная культура 4.1 Современные обработки классики:В. Моцарт «Колыбельная»; А. Вивальди «Летняя гроза» в современной обработке, Ф. Шуберт «Аве Мария»; Поль Мориа «Фигаро» в современной обработке 4.2 Электронные музыкальные инструменты: И. Томита электронная обработка пьесы М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки»; А.Рыбников «Гроза» и «Свет Звезд» из к/ф «Через тернии к звездам»; А. Островский «Спят усталые игрушки» Итого по разделу Раздел 5. Музыкальная грамота 5.1 Весь мир звучит: Н.А. Римский-Корсаков «Похвала пустыне» из оперы 24 5 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 4 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3 1 Библиотека ЦОК «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» 5.2 Песня: П.И. Чайковский «Осенняя песнь»; Д.Б. Кабалевский, стихи В. Викторова «Песня о школе», А.Д. Филиппенко, стихи Т.И. Волгиной «Веселый музыкант» Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 2 33 0 Количество часов Всего Контрольные работы ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Народная музыка России 1.1 Край, в котором ты живёшь: русские народные песни «Во поле береза стояла», «Уж как по мосту, мосточку»; В.Я.Шаинский «Вместе весело шагать» 1.2 Русский фольклор: русские народные песни «Из-под дуба, из-под вяза» 1.3 Русские народные музыкальные инструменты: Русские народные песни «Светит месяц»; «Ах вы, сени, мои сени» 1.4 Сказки, мифы и легенды: «Былина о Вольге и Микуле», А.С. Аренский «Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром»; Н.Добронравов М. Таривердиев «Маленький принц» (Кто тебя выдумал, звездная страна…) 1.5 Народные праздники: песни-колядки «Пришла коляда», «В ночном саду» 1.6 Фольклор народов России: народная песня коми «Провожание»; татарская народная песня «Туган як» 1.7 Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов: Хор «А мы просо сеяли» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», П.И. Чайковский Финал из симфонии № 4 25 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Итого по разделу Раздел 2. Классическая музыка 2.1 Русские композиторы-классики: П.И.Чайковский «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка» из Детского альбома 2.2 Европейские композиторы-классики: Л. ван Бетховен «Сурок»; Концерт для фортепиано с оркестром № 4, 2-я часть 2.3 Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель: Н. Паганини каприс № 24; Л. Делиб Пиццикато из балета «Сильвия»; А. Вивальди Концерт для виолончели с оркестром соль-минор, 2 часть 2.4 Вокальная музыка: М.И. Глинка «Жаворонок»; "Школьный вальс" Исаака Дунаевского 2.5 Программная музыка: А.К. Лядов «Кикимора», «Волшебное озеро»; М.П. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» – вступление к опере «Хованщина» 2.6 Симфоническая музыка: П.И. Чайковский Симфония № 4, Финал; С.С. Прокофьев. Классическая симфония (№ 1) Первая часть 2.7 Мастерство исполнителя: Русская народная песня «Уж, ты сад» в исполнении Л. Руслановой; Л. ван Бетховен Патетическая соната (1-я часть) для фортепиано в исполнении С.Т. Рихтера 2.8 Инструментальная музыка: Р. Шуман «Грезы»; С.С. Прокофьев «Сказки старой бабушки» Итого по разделу Раздел 3. Музыка в жизни человека 3.1 Главный музыкальный символ: Гимн России 7 3.2 1 Красота и вдохновение: «Рассвет-чародей» музыка В.Я.Шаинского сл. М.С.Пляцковского; П.И. Чайковский «Мелодия» для скрипки и фортепиано, А.П. Бородин «Ноктюрн из струнного квартета № 2» Итого по разделу ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Музыка народов мира 1.1 Диалог культур: М.И. Глинка Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила»; А.И. Хачатурян «Русская пляска» из балета «Гаянэ»; А.П. Бородин музыкальная картина «В Средней Азии»; Н.А. Римский26 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Корсаков «Песня индийского гостя» из оперы «Садко» Итого по разделу Раздел 2. Духовная музыка 2.1 Инструментальная музыка в церкви: И.С. Бах Хоральная прелюдия фа-минор для органа, Токката и фуга ре минор для органа 2.2 Искусство Русской православной церкви: молитва «Богородице Дево Радуйся» хора братии Оптиной Пустыни; С.В. Рахманинов «Богородице Дево Радуйся» из «Всенощного бдения» 2.3 Религиозные праздники: колядки «Добрый тебе вечер», «Небо и земля», Рождественские песни Итого по разделу Раздел 3. Музыка театра и кино 3.1 Музыкальная сказка на сцене, на экране: фильм-балет «Хрустальный башмачок» (балет С.С.Прокофьева «Золушка»); aильм-сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино», А.Толстой, муз. А.Рыбникова 3.2 Театр оперы и балета: отъезд Золушки на бал, Полночь из балета С.С. Прокофьева «Золушка» 3.3 Балет. Хореография – искусство танца: вальс, сцена примерки туфельки и финал из балета С.С. Прокофьева «Золушка» 3.4 Опера. Главные герои и номера оперного спектакля: Песня Вани, Ария Сусанина и хор «Славься!» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»; Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»: «Три чуда», «Полет шмеля» 3.5 Сюжет музыкального спектакля: сцена у Посада из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» 3.6 Оперетта, мюзикл: Ж. Оффенбах «Шествие царей» из оперетты «Прекрасная Елена»; Песня «До-Ре-Ми» из мюзикла Р. Роджерса «Звуки музыки» Итого по разделу Раздел 4. Современная музыкальная культура 4.1 Современные обработки классической музыки: Ф. Шопен Прелюдия ми-минор, Чардаш В. Монти в современной обработке 4.2 Джаз: С. Джоплин регтайм «Артист эстрады». Б. Тиэл «Как прекрасен 27 2 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 2 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК мир!», Д. Херман «Hello Dolly» в исполнении Л. Армстронга 4.3 Исполнители современной музыки: О.Газманов «Люси» в исполнении Р.Газманова (6 лет); И. Лиева, Э. Терская «Мама» в исполнении группы «Рирада» 4.4 Электронные музыкальные инструменты: Э. Артемьев темы из кинофильмов «Раба любви», «Родня». Э. Сигмейстер. Ковбойская песня для детского ансамбля электронных и элементарных инструментов Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 КЛАСС № Наименование разделов и тем программы п/п ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Народная музыка России 1.1 Край, в котором ты живёшь: русская народная песня «Степь, да степь кругом»; «Рондо на русские темы»; Е.П.Крылатов «Крылатые качели» 1.2 Русский фольклор: «Среди долины ровныя», «Пойду ль я, выйду ль я»; кант «Радуйся, Роско земле»; марш «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!» 1.3 Русские народные музыкальные инструменты и народные песни: «Пошла млада за водой», «Ах, улица, улица широкая». Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии 1.4 Жанры музыкального фольклора: русские народные песни «Ах ты, степь», «Я на горку шла» 1.5 Фольклор народов России: «Апипа», татарская народная песня; «Сказочка», марийская народная песня 1.6 Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов: А.Эшпай «Песни горных и луговых мари» Итого по разделу Раздел 2. Классическая музыка 2.1 Композитор – исполнитель – слушатель: концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского (фрагменты), песня Леля «Туча со 28 https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 4 34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 0 Количество часов Всего Контрольные работы 1 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 громом сговаривалась» из оперы «Снегурочка» Н.А. РимскогоКорсакова 2.2 Композиторы – детям: Ю.М.Чичков «Детство — это я и ты»; А.П. Бородин, А.К. Лядов, Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков «Парафразы»; пьеса «Детского альбома», П.И. Чайковский «Игра в лошадки» 2.3 Музыкальные инструменты. Фортепиано: «Гном», «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского; «Школьные годы» муз. Д. Кабалевского, сл.Е.Долматовского 2.4 Вокальная музыка: «Детская» — вокальный цикл М.П. Мусоргского; С.С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» 2.5 Инструментальная музыка: «Тюильрийский сад», фортепианный цикл «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского 2.6 Русские композиторы-классики: М.И. Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила»: П.И. Чайковский «Спящая красавица»; А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь» (фрагменты) 2.7 Европейские композиторы-классики: В. Моцарт. Симфония № 40 (2 и 3 части); К.В. Глюк опера «Орфей и Эвридика»; Эдвард Григ музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Л. ван Бетховен «Лунная соната», «К Элизе», «Сурок»; канон В.А. Моцарта «Слава солнцу, слава миру» 2.8 Мастерство исполнителя: песня Баяна из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», песни гусляра Садко в опере-былине «Садко» Н.А. Римского-Корсакова Итого по разделу Раздел 3. Музыка в жизни человека 3.1 Музыкальные пейзажи: «Утро» Э. Грига, Вечерняя песня М.П. Мусоргского, «Запевки» Г. Свиридова симфоническая музыкальная картина С.С. Прокофьева «Шествие солнца». «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» 3.2 Танцы, игры и веселье: Муз. Ю.Чичкова, сл.Ю.Энтина «Песенка про жирафа»; М.И.Глинка «Вальс-фантазия, «Камаринская» для симфонического оркестра. Мелодии масленичного гулянья из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Контрданс сельский танец пьеса Л.ван Бетховена 29 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3.3 Музыка на войне, музыка о войне: песни Великой Отечественной войны – песни Великой Победы Итого по разделу ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Музыка народов мира 1.1 Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов: «Мама» русского композитора В. Гаврилина и итальянского — Ч.Биксио; C.В. Рахманинов «Не пой, красавица при мне» и Ж.Бизе Фарандола из 2-й сюиты «Арлезианка» 1.2 Образы других культур в музыке русских композиторов: М. Мусоргский Танец персидок из оперы «Хованщина». А.Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» 1.3 Русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов: П. Сарасате «Москвичка». И.Штраус «Русский марш» Итого по разделу Раздел 2. Духовная музыка 2.1 Религиозные праздники: вербное воскресенье: «Вербочки» русского поэта А. Блока. Выучи и спой песни А. Гречанинова и Р. Глиэра 2.2 Троица: летние народные обрядовые песни, детские песни о березках («Березонька кудрявая» и др.) Итого по разделу Раздел 3. Музыка театра и кино 3.1 Патриотическая и народная тема в театре и кино: Симфония № 3 «Героическая» Людвига ван Бетховена. опера «Война и мир»; музыка к кинофильму «Александр Невский» С.С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» и другие произведения 3.2 Сюжет музыкального спектакля: мюзиклы «Семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова, «Звуки музыки» Р. Роджерса 3.3 Кто создаёт музыкальный спектакль: В. Моцарт опера «Волшебная флейта» (фрагменты) Итого по разделу Раздел 4. Современная музыкальная культура 4.1 Исполнители современной музыки: SHAMAN исполняет песню «Конь», музыка И. Матвиенко, стихи А. Шаганова; пьесы В. Малярова из сюиты 30 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 3 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 4 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 5 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 «В монастыре» «У иконы Богородицы», «Величит душа моя Господа» в рамках фестиваля современной музыки 4.2 Особенности джаза: «Колыбельная» из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» 4.3 Электронные музыкальные инструменты: Э.Артемьев «Поход» из к/ф «Сибириада», «Слушая Баха» из к/ф «Солярис» Итого по разделу Раздел 5. Музыкальная грамота 5.1 Интонация: К. Сен-Санс пьесы из сюиты «Карнавал животных»: «Королевский марш льва», «Аквариум», «Лебедь» и др. 5.2 Ритм: И. Штраус-отец Радецки-марш, И. Штраус-сын Полькапиццикато, вальс «На прекрасном голубом Дунае» (фрагменты) Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411bf8 1 2 34 0 4 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Народная музыка России 1.1 Край, в котором ты живёшь: русские народные песни «Выходили красны девицы», «Вдоль да по речке», «Солдатушки, бравы ребятушки»; Е.П.Крылатов, Ю.С.Энтин «Лесной олень» 1.2 Первые артисты, народный театр: И.Ф. Стравинский балет «Петрушка»; русская народная песня «Скоморошья-плясовая», фрагменты из оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина; фрагменты из оперы «Садко» Н.А. РимскогоКорсакова 1.3 Русские народные музыкальные инструменты: П.И. Чайковский пьесы «Камаринская» «Мужик на гармонике играет»; «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова 31 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1.4 Жанры музыкального фольклора: русская народная песня «Выходили красны девицы»; «Вариации на Камаринскую» 1.5 Фольклор народов России: Якутские народные мелодии «Призыв весны», «Якутский танец» 1.6 Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов: С.В. Рахманинов 1-я часть Концерта №3 для фортепиано с оркестром; П.И. Чайковский песни «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, по мосточку» из оперы «Евгений Онегин»; Г.В. Свиридов Кантата «Курские песни»; С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский» Итого по разделу Раздел 2. Классическая музыка 2.1 Композиторы – детям: П.И. Чайковский «Сладкая греза», из Детского альбома, Д.Д. Шостакович Вальс-шутка; песни из фильма-мюзикла «Мэри Поппинс, до свидания» 2.2 Оркестр: И. Гайдн Анданте из симфонии № 94; Л. ван Бетховен Маршевая тема из финала Пятой симфонии 2.3 Вокальная музыка: С.С. Прокофьев, стихи А. Барто «Болтунья»; М.И. Глинка, стихи Н. Кукольника «Попутная песня» 2.4 Инструментальная музыка: П.И. Чайковский «Мама», «Игра в лошадки» из Детского альбома, С.С. Прокофьев «Раскаяние» из Детской музыки 2.5 Программная музыка: Н.А. Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада» (фрагменты) 2.6 Симфоническая музыка: М.И. Глинка. «Арагонская хота», П. Чайковский Скерцо из 4-й симфонии 2.7 Русские композиторы-классики: П.И. Чайковский «Танец феи Драже», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» 2.8 Европейские композиторы-классики: Ж. Бизе «Арлезианка» (1 сюита: Прелюдия, Менуэт, Перезвон, 2 сюита: Фарандола – фрагменты) 2.9 Мастерство исполнителя: Скерцо из «Богатырской» симфонии А.П.Бородина Итого по разделу Раздел 3. Музыка в жизни человека 3.1 Искусство времени: Н. Паганини «Вечное движение», И. Штраус «Вечное движение», М. Глинка «Попутная песня», Э. Артемьев «Полет» из к/ф 32 1 1 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 7 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 1 1 1 1 1 1 9 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 «Родня»; Е.П.Крылатов и Ю.С.Энтин «Прекрасное далеко» Итого по разделу ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Музыка народов мира 1.1 Музыка стран ближнего зарубежья: песни и плясовые наигрыши народных музыкантов-сказителей (акыны, ашуги, бакши и др.); К. Караев Колыбельная и танец из балета «Тропою грома». И. Лученок, М. Ясень «Майский вальс». А.Пахмутова, Н.Добронравов «Беловежская пуща» в исполнении ВИА «Песняры» 1.2 Музыка стран дальнего зарубежья: норвежская народная песня «Волшебный смычок»; А.Дворжак Славянский танец № 2 ми-минор, Юмореска. Б.Сметана Симфоническая поэма «Влтава» Итого по разделу Раздел 2. Духовная музыка 2.1 Религиозные праздники: пасхальная песня «Не шум шумит», фрагмент финала «Светлый праздник» из сюиты-фантазии С.В. Рахманинова Итого по разделу Раздел 3. Музыка театра и кино 3.1 Музыкальная сказка на сцене, на экране: «Морозко» – музыкальный фильм-сказка музыка Н. Будашкина; С. Никитин «Это очень интересно», «Пони», «Сказка по лесу идет», «Резиновый ёжик»; Г.В. Свиридов сюита «Музыкальные иллюстрации» 3.2 Театр оперы и балета: Сцена народных гуляний из второго действия оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» 3.3 Балет: А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (фрагменты); Р. Щедрин Балет «Конекгорбунок», фрагменты: «Девичий хоровод», «Русская кадриль», «Золотые рыбки», «Ночь» и др. 3.4 Опера. Главные герои и номера оперного спектакля: оперы «Садко», «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова 3.5 Патриотическая и народная тема в театре и кино: П.И. Чайковский Торжественная увертюра «1812 год»; Ария Кутузова из оперы С.С.Прокофьева «Война и мир»; попурри на темы песен военных лет Итого по разделу 33 1 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 7 Раздел 4. Современная музыкальная культура 4.1 Современные обработки классической музыки: В.А. Моцарт «Колыбельная»; А. Вивальди «Летняя гроза» в современной обработке; Ф. Шуберт «Аве Мария» в современной обработке; Поль Мориа «Фигаро» 4.2 Джаз: Дж. Гершвин «Летнее время», Д.Эллингтон «Караван». Г.Миллер «Серенада лунного света», «Чаттануга Чу-Чу» Итого по разделу Раздел 5. Музыкальная грамота 5.1 Интонация: С.В.Рахманинов. «Сирень»; Р.Щедрин. Концерт для оркестра «Озорные частушки» 5.2 Музыкальный язык: Я. Сибелиус «Грустный вальс»; К. Орф «О, Фортуна!» (№ 1) из кантаты «Кармина Бурана»; Л. Андерсон «Пьеса для пишущей машинки с оркестром» Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 3 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412ea4 1 2 34 0