Музыка 7.2

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
(МАОУ СОШ № 17)
Аннотация к адаптированной рабочей программе учебного предмета
«Музыка»
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка»
разработана в соответствии с пунктом 2.9.5 ФГОС НОО с ОВЗ и реализуется
5 лет с 1 по 4 класс.1
Адаптированная рабочая программа разработана учителем в
соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию
образовательной деятельности учителем в МАОУ СОШ № 17 по учебному
предмету «Музыка».
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка»
является частью адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ЗПР, определяющей:
- содержание с учѐтом рабочей программы воспитания;
- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с возможностью использования ЭОР/ЦОР.
Адаптированная рабочая программа обсуждена и принята решением
методического объединения учителей начального уровня образования и
согласована заместителем директора по УР, заместителем директора по ВР
МАОУ СОШ № 17.
31.08.2023

1

Приказ Минпросвещения России от 19.12.2014 г. № 1598
«Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован в Минюсте 03.02.2015 г. № 35847)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации города Березники
МАОУ СОШ № 17

РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
протокол «__» ___2023г. №

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
по УР___ А.С. Соснина

УТВЕРЖДАЮ
директор
___________ С.Н. Буркова

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 1-4
(Вариант 7.2.)

Березники 2023

2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» ПО ГОДАМ
ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»
Весь мир звучит. Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука:
высота, громкость, длительность, тембр. Звукоряд
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы. Интонация.
Выразительные и изобразительные интонации.
Модуль № 2 «Народная музыка России»
Край, в котором ты живѐшь. Музыкальные традиции малой Родины.
Песни, обряды, музыкальные инструменты. Русский фольклор. Русские
народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.).
Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки).
Русские народные музыкальные инструменты. Народные музыкальные
инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Модуль №3 «Музыка народов мира»
Музыка

наших

традицииБелоруссии,

соседей.

Украины,

Фольклор

Прибалтики

и

(песни,

музыкальные
танцы,

обычаи,

музыке

русских

музыкальные инструменты).
Модуль № 4 «Духовная музыка»
Звучание

храма

Колокола.

Колокольность

в

композиторов. Песни верующих. Молитва, хорал, песнопение, духовный
стих. Инструментальная музыка в церкви. Орган и его роль в богослужении.
Творчество И. С. Баха.
Модуль № 5 «Классическая музыка»
Композиторы — детям. Детская музыка П. И. Чайковского, С. С.
Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.
Песня, танец, марш. Оркестр. Оркестр — большой коллектив
музыкантов. Дирижѐр, партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное
соревнование солиста с оркестром. Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия
3

инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано
(клавесин, синтезатор). Флейта Предки современной флейты. Легенда о
нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении
фортепиано, оркестра. Скрипка, виолончель. Певучесть тембров струнных
смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку.
Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Музыкальная сказка на сцене, на экране. Характеры персонажей,
отражѐнные в музыке.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Красота и вдохновение. Стремление человека к красоте. Особое
состояние — вдохновение. Музыка — возможность вместе переживать
вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей — хор,
хоровод. Музыкальные пейзажи. Образы природы в музыке. Настроение
музыкальных

пейзажей.

Чувства

человека,

любующегося

природой.

Музыкальные
Портреты. Музыка, передающая образ человека, его походку, движения,
характер, манеру речи.

2 КЛАСС
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»
Мелодия. Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение
мелодии, скачки. Мелодический рисунок. Сопровождение. Аккомпанемент.
Остинато. Вступление, заключение, проигрыш. Песня. Куплетная форма.
Запев, припев. Лад. Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор.
Тональность. Гамма. Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и
минорные тональности (до 2–3 знаков при ключе). Интервалы. Понятие
музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта,
секста,

октава.

Диссонансы:

секунда,

септима.

Вариации.

Понятие

музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта,
4

секста, октава. Диссонансы: секунда, септима. Музыкальный язык. Темп,
тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи
(стаккато, легато, акцент и др.).
Модуль № 2 «Народная музыка России»
Русский фольклор. Русские народные песни (трудовые, солдатские,
хороводные и др.).
Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки).
Русские народные музыкальные инструменты. Инструментальные наигрыши.
Плясовые мелодии. Народные праздники. Обряды, игры, хороводы,
праздничная символика — на примере одного или нескольких народных
праздников.

Фольклор

в

творчестве

профессиональных

музыкантов.

Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов.
Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества.
Модуль №3 «Музыка народов мира»
Кавказские мелодии и ритмы. Музыкальные традиции и праздники,
Народные инструменты и жанры. Композиторы и музыканты-исполнители
Грузии, Армении, Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих
стран с российскими республиками Северного Кавказа.
Модуль № 4 «Духовная музыка»
Звучание

храма

Колокола.

Колокольность

в

музыке

русских

композиторов. Песни верующих. Образы духовной музыки в творчестве
композиторов-классиков.
Модуль № 5 «Классическая музыка»
Композиторы — детям.

Детская музыка П. И. Чайковского, С. С.

Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.
Песня, танец, марш.

Фортепиано.

Рояль и пианино. История

изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано).
«Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор). Музыкальные
инструменты.

Скрипка,

альт,

виолончель,

контрабас.

Композиторы,

сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера,
изготавливавшие

инструменты.

Программная
5

музыка.

Программное

название, известный сюжет, литературный эпиграф. Симфоническая музыка.
Симфонический

оркестр.

Тембры,

группы

инструментов.

Симфония,

симфоническая картина. Европейские композиторы-классики. Творчество
выдающихся зарубежных композиторов. Русские композиторы-классики.
Творчество

выдающихся

исполнителя.

отечественных

Творчество

выдающихся

композиторов.
исполнителей

Мастерство
—

певцов,

инструменталистов, дирижѐров. Консерватория, филармония, конкурс имени
П. И. Чайковского.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Театр оперы и балета. Особенности музыкальных спектаклей. Балет.
Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижѐр в музыкальном спектакле. Опера.
Главные герои и номера оперного спектакля. Ария, хор, сцена, увертюра —
оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных
композиторов.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Главный музыкальный символ. Главный музыкальный символ нашей
страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны. Музыкальные
пейзажи.

Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков

настроения, которые трудно передать словами. Музыкальные портреты.
«Портреты», выраженные в музыкальных интонациях. Искусство времени.
Музыка — временное искусство. Погружение в поток музыкального
звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития.

3 КЛАСС
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»
Размер. Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4,
3/4, 4/4. Ритмические рисунки в размере 6/8. Размер 6/8. Нота с точкой.
Шестнадцатые.

Пунктирный

ритм.

Пентатоника.

Пентатоника

—

пятиступенный лад, распространѐнный у многих народов. Ноты в разных
октавах. Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ.
6

Модуль № 2 «Народная музыка России»
Жанры музыкального фольклора. Фольклорные жанры, общие для всех
народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски.
Традиционные музыкальные инструменты. Первые артисты, народный театр.
Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп.
Модуль №3 «Музыка народов мира»
Музыка народов Европы. Танцевальный и песенный фольклор
европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал. Музыка
Испании и Латинской Америки. Фламенко. Искусство игры на гитаре,
кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные
жанры. Профессиональные композиторы и исполнители. Музыка США.
Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки. Африканские
ритмы, трудовые песни негров. Спиричуэлс. Джаз. Творчество Дж.
Гершвина.
Модуль № 4 «Духовная музыка»
Искусство Русской православной церкви. Музыка в православном
храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.).
Музыка и живопись, посвящѐнные святым. Образы Христа, Богородицы.
Модуль № 5 «Классическая музыка»
Композитор

—

исполнитель

—

слушатель.

Кого

называют

композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку? Что
значит «уметь слушать музыку»? Концерт, концертный зал. Правила
поведения в концертном зале. Человеческий голос — самый совершенный
инструмент. Вокальная музыка. Бережное отношение к своему голосу.
Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы,
арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Инструментальная
музыка. Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом.
Цикл. Сюита. Соната. Квартет.
Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»

7

Джаз. Особенности джаза: импровизационность, ритм (синкопы,
триоли, свинг). Музыкальные инструменты джаза, особые приѐмы игры на
них. Творчество джазовых музыкантов.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Балет. Хореография — искусство танца. Сольные номера и массовые
сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов
отечественных композиторов. Сюжет музыкального спектакля.

Либретто.

Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Оперетта, мюзикл. История
возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И.
Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др. Патриотическая
и народная тема в театре и кино. Патриотическая и народная тема в театре и
кино. История создания, значение музыкально-сценических и экранных
произведений, посвящѐнных нашему народу, его истории, теме служения
Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к
фильмам.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Музыкальные пейзажи. Музыка — выражение глубоких чувств,
тонких

оттенков

Музыкальные

настроения,

портреты.

которые

«Портреты»,

трудно

передать

выраженные

в

словами.

музыкальных

интонациях. Музыка на войне, музыка о войне. Военная тема в музыкальном
искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная
кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.).

4 КЛАСС
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»
Музыкальная форма. Контраст и повтор как принципы строения
музыкального произведения. Двухчастная, трѐхчастная и трѐхчастная
репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды. Гармония. Аккорд. Трезвучие
мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента: бас-

8

аккорд, аккордовая, арпеджио. Дополнительные обозначения в нотах.
Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги).
Модуль № 2 «Народная музыка России»
Фольклор народов России. Музыкальные традиции, особенности
народной музыки республик Российской Федерации. Жанры, интонации,
Музыкальные инструменты, музыканты-исполнители.
Модуль №3 «Музыка народов мира»
Музыка Японии и Китая. Древние истоки музыкальной культуры стран
Юго-Восточной

Азии.

Императорские

церемонии,

музыкальные

инструменты. Пентатоника. Музыка Средней Азии. Музыкальные традиции
и

праздники,

народные

инструменты

и

современные

исполнители

Казахстана, Киргизии, и других стран региона. Певец своего народа.
Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов —
ярких представителей национального музыкального стиля своей страны.
Диалог культур. Культурные связи между музыкантами разных стран.
Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке
отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других
культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в
творчестве зарубежных композиторов).
Модуль № 4 «Духовная музыка»
Религиозные праздники. Праздничная служба, вокальная (в том числе
хоровая) музыка религиозного содержания.
Модуль № 5 «Классическая музыка»
Симфоническая музыка. Симфонический оркестр. Тембры, группы
инструментов. Симфония, симфоническая картина. Русские композиторыклассики.

Творчество

выдающихся

отечественных

композиторов.

Европейские композиторы-классики. Творчество выдающихся зарубежных
композиторов.

Мастерство

исполнителя.

Творчество

выдающихся

исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижѐров. Консерватория,
филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского.
Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»
9

Современные обработки классической музыки. Понятие обработки,
творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих
классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают
обработки классики? Исполнители современной музыки. Творчество одного
или

нескольких

молодѐжи.
«двойники»

исполнителей

Электронные
классических

современной

музыкальные
музыкальных

музыки,

популярных

инструменты.
инструментов:

у

Современные
синтезатор,

электронная скрипка, гитара, барабаны и т. д. Виртуальные музыкальные
инструменты в компьютерных программах.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Кто создаѐт музыкальный спектакль? Профессии музыкального театра:
дирижѐр, режиссѐр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и
т.д. Сюжет музыкального спектакля. Действия и сцены в опере и балете.
Контрастные образы, лейтмотивы.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Музыкальные пейзажи. Музыка — выражение глубоких чувств,
тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами. Танцы, игры
и веселье. Примеры популярных танцев. Музыка на войне, музыка о войне.
Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации,
ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого
барабана, трубы и т. д.).

10

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специфика

эстетического

содержания

предмета

«Музыка»

обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трѐх групп
результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для
начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и
воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны
отражать готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна
России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и
традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к
освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры
народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;
стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города,
республики.
Духовно-нравственного воспитания:
понимание
сопереживания,

индивидуальности
уважения

и

каждого

человека;

проявление

доброжелательности;

готовность

придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в
процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость

к

различным

видам

искусства,

музыкальным

традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное
в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных
видах искусства на доступном для обучающегося с ЗПР уровне.
Ценности научного познания:
11

первоначальные

представления

о

единстве

и

особенностях

художественной и научной картины мира; познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим
системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской
деятельности

(дыхание,

артикуляция,

музыкальный

слух,

голос);

профилактика умственного и физического утомления с использованием
возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка
деятельности;

на

посильное

трудолюбие

в

активное
учѐбе,

участие

в

настойчивость

практической
в

достижении

поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере
культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей
вред.

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
–

сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения,
жанры с помощью учителя и на основе предложенного плана;
устанавливать основания для сравнения, объединять элементы
музыкального звучания по определѐнному признаку на доступном
12

уровне;
–

определять

существенный

классифицировать
инструменты,

признак

предложенные

элементы

для

классификации,

объекты

музыкального

(музыкальные

языка,

произведения,

исполнительские составы и др.);
–

находить

закономерности

и

противоречия

в

рассматриваемых

явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за
звучащим музыкальным материалом на основе предложенного
учителем алгоритма;
–

выявлять после совместного анализа недостаток информации, в том
числе слуховой, акустической для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма;

–

устанавливать причинно-следственные связи (при необходимости с
направляющей помощью) в ситуациях музыкального восприятия и
исполнения, делать простейшие выводы.
Базовые исследовательские действия:

–

на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв
между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений;

–

с помощью учителя формулировать цель вокальных и слуховых
упражнений;

–

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей предмета изучения и связей между
музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина —
следствие);

–

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведѐнного наблюдения (в том числе в форме
двигательного

моделирования,

звукового

эксперимента,

классификации, сравнения, исследования).
Работа с информацией:
–

выбирать источник получения информации;

–

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
13

информацию, представленную в явном виде;
–

распознавать

достоверную

и

недостоверную

информацию

на

основании предложенного учителем способа еѐ проверки;
–

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей)

обучающихся)

правила

информационной

безопасности при поиске информации в сети Интернет;
–

анализировать

текстовую,

видео-,

графическую,

звуковую,

информацию в соответствии с учебной задачей;
–

анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по
предложенному учителем алгоритму;

–

самостоятельно

создавать

схемы,

таблицы

для

представления

информации под руководством учителя.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
–

воспринимать музыку как специфическую форму общения людей,
стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального
высказывания;

–

выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в
коллективе);

–

передавать в собственном исполнении музыки художественное
содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к
исполняемому произведению на доступном для обучающегося с ЗПР
уровне;

–

осознанно

пользоваться

интонационной

выразительностью

в

обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации
в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
–

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

–

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
14

–

признавать возможность существования разных точек зрения;

–

выбирать и корректно использовать речевые средства при ответе в
учебной дискуссии, аргументации своего мнения;

–

использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с
соучениками и учителем;

–

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;

–

создавать по совместно составленному плану устные и письменные
тексты (описание, рассуждение, повествование);

–

готовить

под

руководством

взрослого

небольшие

публичные

выступления;
–

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):

–

стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в
ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;

–

переключаться между различными формами коллективной, групповой
и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении
поставленной задачи;

–

формулировать
долгосрочные

после
цели

совместного

анализа

(индивидуальные

с

краткосрочные

учѐтом

участия

и
в

коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного

формата

планирования,

распределения

промежуточных шагов и сроков;
–

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

–

ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в
общий результат;
15

–

выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на
предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:

–

планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата (при необходимости с направляющей помощью);

–

выстраивать последовательность выбранных действий, удерживать
предложенный алгоритм.
Самоконтроль:

–

понимать смысл предъявляемых учебных задач и организовывать в
соответствии с ними собственное поведение;

–

понимать причины успеха/неудач учебной деятельности на основе
совместного анализа;

–

корректировать с помощью педагога свои учебные действия для
преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий

обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины,

устойчивого

поведения,

эмоционального

душевного

равновесия и т. д.).

Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования
у обучающихся с ЗПР основ музыкальной культуры и проявляются в
способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном
общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к
музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся

с

ЗПР,

освоившие

основную

образовательную

программу по предмету «Музыка»:
–

проявляют интерес к занятиям музыкой, любят петь, играть на
16

доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьѐзную
музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
–

имеют

представления

о

разнообразии

форм

и

направлений

музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения,
композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать
свой выбор;
–

имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров,
творческой деятельности в различных смежных видах искусства;

–

с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной
культуры;

–

стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета

«Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать
сформированность умений:
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»:
–

классифицировать

звуки:

шумовые

и

музыкальные,

длинные,

короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
–

различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр,
динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить
значение

соответствующих

терминов

с

опорой

на

карточки

визуальной поддержки;
–

различать изобразительные и выразительные интонации, находить
признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;

–

различать

на

слух

принципы

развития:

повтор,

контраст,

варьирование;
–

понимать значение термина «музыкальная форма», определять на
слух простые музыкальные формы — двухчастную, трѐхчастную и
трѐхчастную репризную, рондо, вариации с направляющей помощью
учителя;

–

ориентироваться с направляющей помощью педагога в нотной записи
17

в пределах певческого диапазона;
–

исполнять различные ритмические рисунки в простых заученных
музыкальных произведениях с направляющей помощью учителя;

–

исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль № 2 «Народная музыка России»:

–

иметь представления о принадлежности музыкальных интонаций,
изученных произведений к родному фольклору, русской музыке,
народной музыке различных регионов России;

–

определять на слух и называть знакомые народные музыкальные
инструменты с опорой на карточки визуальной поддержки;

–

группировать народные музыкальные инструменты по принципу
звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;

–

определять

принадлежность

музыкальных

произведений

и

их

фрагментов к композиторскому или народному творчеству на
знакомом музыкальном материале;
–

создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при
исполнении народной песни на заученном материале с направляющей
помощью учителя;

–

исполнять

народные

произведения

различных

жанров

с

сопровождением на доступном уровне;
–

участвовать в коллективной игре (вокальной, инструментальной,
танцевальной)

на

основе

освоенных

фольклорных

жанров

с

направляющей помощью учителя.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»:
–

различать на слух произведения народной и композиторской музыки
других стран;

–

определять

на

слух

принадлежность

народных

музыкальных

инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых
инструментов;
–

различать на слух и соотносить фольклорные элементы музыки
18

разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов
(из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров)
самостоятельно или с направляющей помощью учителя;
–

различать и характеризовать по предложенному плану фольклорные
жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть
типичные жанровые признаки.
Модуль № 4 «Духовная музыка»:

–

определять

характер,

настроение

музыкальных

произведений

духовной музыки под руководством педагога;
–

уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания
духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других
конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль № 5 «Классическая музыка»:

–

различать на слух произведения классической музыки, называть
автора и произведение, исполнительский состав на изученном
материале и с опорой на визуализацию;

–

различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня,
танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки
песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;

–

иметь представление о концертных жанрах по особенностям
исполнения

(камерные

и

симфонические,

вокальные

и

инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры с
опорой на карточки визуальной поддержки;
–

воспринимать музыку в соответствии с еѐ настроением, характером,
осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием,
уметь

на

доступном

уровне

описать

свои

впечатления

от

музыкального восприятия;
–

характеризовать с направляющей помощью педагога выразительные
средства, использованные композитором для создания музыкального
образа;
19

–

соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи,
литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса
выразительных средств.
Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»:

–

иметь представление о разнообразии современной музыкальной
культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора;

–

различать и определять на слух принадлежность музыкальных
произведений, исполнительского стиля к различным направлениям
современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.) с
опорой на карточки визуальной поддержки;

–

различать

и

соотносить

музыкально-выразительные

средства,

определяющие основной характер, настроение музыки с опорой на
карточки визуальной поддержки;
–

исполнять

на

доступном

уровне

современные

музыкальные

произведения, соблюдая певческую культуру звука.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»:
–

различать особенности музыкально-сценических жанров (опера,
балет, оперетта, мюзикл);

–

различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор,
увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные
музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов с опорой на
карточки визуальной поддержки;

–

различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров,
хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов,
уметь определять их на слух;

–

отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального
спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант,
дирижѐр, сценарист, режиссѐр, хореограф, певец, художник и др.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»:
20

–

исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики,
школы, исполнять песни, посвящѐнные Великой Отечественной
войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие
разнообразные эмоции, чувства и настроения;

–

воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия
жизни, различать обобщѐнные жанровые сферы: напевность (лирика),
танцевальность

и

маршевость

(связь

с

движением),

декламационность, эпос (связь со словом);
–

осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания,
замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к
развитию и удовлетворению эстетических потребностей.

Воспитательная функция урока предмета – способствует становлению
личности, еѐ неповторимой индивидуальности, духовности, раскрытию
творческого потенциала, поддерживает духовные ценности общества, На
уроке музыки происходит не просто ознакомление учащихся с культурой как
с содержанием той или иной эпохи, но и воспитание культуры их
жизнедеятельности с позиций красоты, гармонии и любви. Находит своѐ
проявление в возможности присвоения человеком духовно-нравственного
опыта, кристаллизованного в музыкальных произведениях.

21

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Народная музыка России
1.1 Край, в котором ты живёшь: «Наш край» (То березка, то рябина…, муз.
Д.Б. Кабалевского, сл. А.Пришельца); «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл.
Н.Соловьёвой)
1.2 Русский фольклор: русские народные песни «Во кузнице», «Веселые
гуси», «Скок, скок, молодой дроздок», «Земелюшка-чернозем», «У котаворкота», «Солдатушки, бравы ребятушки»; заклички
1.3 Русские народные музыкальные инструменты: русские народные
песни «Ходит зайка по саду», «Как у наших у ворот», песня Т.А.
Потапенко «Скворушка прощается»; В.Я.Шаинский «Дважды два –
четыре»
1.4 Сказки, мифы и легенды: С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и
Волк»; Н. Римский-Корсаков «Садко»
1.5 Фольклор народов России: татарская народная песня «Энисэ», якутская
народная песня «Олененок»
1.6 Народные праздники: «Рождественское чудо» колядка; «Прощай,
прощай Масленица» русская народная песня
Итого по разделу
Раздел 2. Классическая музыка
2.1 Оркестр: И. Гайдн Анданте из симфонии № 94; Л.ван Бетховен
Маршевая тема из финала Пятой симфонии
2.2 Музыкальные инструменты. Флейта: И.С.Бах «Шутка», В.Моцарт
Аллегретто из оперы волшебная флейта, тема Птички из сказки С.С.
Прокофьева «Петя и Волк»; «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»
К.В. Глюка, «Сиринкс» К. Дебюсси
2.3 Вокальная музыка: С.С. Прокофьев, стихи А. Барто «Болтунья»; М.И.
Глинка, стихи Н. Кукольника «Попутная песня»
2.4 Инструментальная музыка: П.И. Чайковский «Мама», «Игра в лошадки»
из Детского альбома, С.С. Прокофьев «Раскаяние» из Детской музыки

Количество часов
Всего Контрольные
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1
1
6
1
1

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

2.5

Композиторы – детям: Д.Кабалевский песня о школе; П.И.Чайковский
«Марш деревянных солдатиков», «Мама», «Песня жаворонка» из
Детского альбома; Г. Дмитриев Вальс, В. Ребиков «Медведь»
2.6 Русские композиторы-классики: П.И. Чайковский «Утренняя молитва»,
«Полька» из Детского альбома
2.7 Европейские композиторы-классики: Л. ван Бетховен Марш «Афинские
развалины», И.Брамс «Колыбельная»
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка в жизни человека
3.1 Музыкальные пейзажи: С.С. Прокофьев «Дождь и радуга», «Утро»,
«Вечер» из Детской музыки; утренний пейзаж П.И.Чайковского,
Э.Грига, Д.Б.Кабалевского; музыка вечера - «Вечерняя сказка» А.И.
Хачатуряна; «Колыбельная медведицы» сл. Яковлева, муз.
Е.П.Крылатова; «Вечерняя музыка» В. Гаврилина; «Летний вечер тих и
ясен…» на сл. Фета
3.2 Музыкальные портреты: песня «Болтунья» сл. А. Барто, муз. С.
Прокофьева; П.И. Чайковский «Баба Яга» из Детского альбома; Л.
Моцарт «Менуэт»
3.3 Танцы, игры и веселье: А. Спадавеккиа «Добрый жук», песня из к/ф
«Золушка», И. Дунаевский Полька; И.С. Бах «Волынка»
3.4 Какой же праздник без музыки? О. Бихлер марш «Триумф
победителей»; В. Соловьев-Седой Марш нахимовцев; песни,
посвящённые Дню Победы
Итого по разделу
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Музыка народов мира
1.1 Певец своего народа: А. Хачатурян Андантино, «Подражание
народному»
1.2 Музыка стран ближнего зарубежья: Белорусские народные песни
«Савка и Гришка», «Бульба», Г. Гусейнли, сл. Т. Муталлибова «Мои
цыплята»; Лезгинка, танец народов Кавказа; Лезгинка из балета
А.Хачатуряна «Гаянэ»
1.3 Музыка стран дальнего зарубежья: «Гусята» – немецкая народная
песня, «Аннушка» – чешская народная песня, М. Теодоракис народный
23

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1
7
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1
4
1
2

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

танец «Сиртаки», «Чудесная лютня»: этническая музыка
Итого по разделу
Раздел 2. Духовная музыка
2.1 Звучание храма: П.И. Чайковский «Утренняя молитва» и «В церкви» из
Детского альбома
2.2 Религиозные праздники:Рождественский псалом «Эта ночь святая»,
Рождественская песня «Тихая ночь»
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка театра и кино
3.1 Музыкальная сказка на сцене, на экране: оперы-сказки «Мухацокотуха», «Волк и семеро козлят»; песни из мультфильма
«Бременские музыканты»
3.2 Театр оперы и балета: П. Чайковский балет «Щелкунчик». Танцы из
второго действия: Шоколад (испанский танец), Кофе (арабский танец),
Чай (китайский танец), Трепак (русский танец), Танец пастушков; И.
Стравинский – «Поганый пляс Кощеева царства» и «Финал» из балета
«Жар-Птица»
3.3 Балет. Хореография – искусство танца: П. Чайковский. Финал 1-го
действия из балета «Спящая красавица»
3.4 Опера. Главные герои и номера оперного спектакля: мужской и
женский хоры из Интродукции оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»
Итого по разделу
Раздел 4. Современная музыкальная культура
4.1 Современные обработки классики:В. Моцарт «Колыбельная»; А.
Вивальди «Летняя гроза» в современной обработке, Ф. Шуберт «Аве
Мария»; Поль Мориа «Фигаро» в современной обработке
4.2 Электронные музыкальные инструменты: И. Томита электронная
обработка пьесы М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов»
из цикла «Картинки с выставки»; А.Рыбников «Гроза» и «Свет Звезд»
из к/ф «Через тернии к звездам»; А. Островский «Спят усталые
игрушки»
Итого по разделу
Раздел 5. Музыкальная грамота
5.1 Весь мир звучит: Н.А. Римский-Корсаков «Похвала пустыне» из оперы
24

5
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

2
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1
4
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

3
1

Библиотека ЦОК

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
5.2 Песня: П.И. Чайковский «Осенняя песнь»; Д.Б. Кабалевский, стихи В.
Викторова «Песня о школе», А.Д. Филиппенко, стихи Т.И. Волгиной
«Веселый музыкант»
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1
2
33

0

Количество часов
Всего Контрольные
работы

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Народная музыка России
1.1 Край, в котором ты живёшь: русские народные песни «Во поле береза
стояла», «Уж как по мосту, мосточку»; В.Я.Шаинский «Вместе весело
шагать»
1.2 Русский фольклор: русские народные песни «Из-под дуба, из-под
вяза»
1.3 Русские народные музыкальные инструменты: Русские народные
песни «Светит месяц»; «Ах вы, сени, мои сени»
1.4 Сказки, мифы и легенды: «Былина о Вольге и Микуле», А.С. Аренский
«Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром»;
Н.Добронравов М. Таривердиев «Маленький принц» (Кто тебя
выдумал, звездная страна…)
1.5 Народные праздники: песни-колядки «Пришла коляда», «В ночном
саду»
1.6 Фольклор народов России: народная песня коми «Провожание»;
татарская народная песня «Туган як»
1.7 Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов: Хор «А мы
просо сеяли» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», П.И.
Чайковский Финал из симфонии № 4
25

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1
1

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Итого по разделу
Раздел 2. Классическая музыка
2.1 Русские композиторы-классики: П.И.Чайковский «Немецкая песенка»,
«Неаполитанская песенка» из Детского альбома
2.2 Европейские композиторы-классики: Л. ван Бетховен «Сурок»;
Концерт для фортепиано с оркестром № 4, 2-я часть
2.3 Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель: Н. Паганини
каприс № 24; Л. Делиб Пиццикато из балета «Сильвия»; А. Вивальди
Концерт для виолончели с оркестром соль-минор, 2 часть
2.4 Вокальная музыка: М.И. Глинка «Жаворонок»; "Школьный вальс"
Исаака Дунаевского
2.5 Программная музыка: А.К. Лядов «Кикимора», «Волшебное озеро»;
М.П. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» – вступление к опере
«Хованщина»
2.6 Симфоническая музыка: П.И. Чайковский Симфония № 4, Финал; С.С.
Прокофьев. Классическая симфония (№ 1) Первая часть
2.7 Мастерство исполнителя: Русская народная песня «Уж, ты сад» в
исполнении Л. Руслановой; Л. ван Бетховен Патетическая соната (1-я
часть) для фортепиано в исполнении С.Т. Рихтера
2.8 Инструментальная музыка: Р. Шуман «Грезы»; С.С. Прокофьев
«Сказки старой бабушки»
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка в жизни человека
3.1 Главный музыкальный символ: Гимн России

7

3.2

1

Красота и вдохновение: «Рассвет-чародей» музыка В.Я.Шаинского сл.
М.С.Пляцковского; П.И. Чайковский «Мелодия» для скрипки и
фортепиано, А.П. Бородин «Ноктюрн из струнного квартета № 2»
Итого по разделу
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Музыка народов мира
1.1 Диалог культур: М.И. Глинка Персидский хор из оперы «Руслан и
Людмила»; А.И. Хачатурян «Русская пляска» из балета «Гаянэ»; А.П.
Бородин музыкальная картина «В Средней Азии»; Н.А. Римский26

1
1
1
1
1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

8
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

2
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

Корсаков «Песня индийского гостя» из оперы «Садко»
Итого по разделу
Раздел 2. Духовная музыка
2.1 Инструментальная музыка в церкви: И.С. Бах Хоральная прелюдия
фа-минор для органа, Токката и фуга ре минор для органа
2.2 Искусство Русской православной церкви: молитва «Богородице Дево
Радуйся» хора братии Оптиной Пустыни; С.В. Рахманинов
«Богородице Дево Радуйся» из «Всенощного бдения»
2.3 Религиозные праздники: колядки «Добрый тебе вечер», «Небо и
земля», Рождественские песни
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка театра и кино
3.1 Музыкальная сказка на сцене, на экране: фильм-балет «Хрустальный
башмачок» (балет С.С.Прокофьева «Золушка»); aильм-сказка
«Золотой ключик, или Приключения Буратино», А.Толстой, муз.
А.Рыбникова
3.2 Театр оперы и балета: отъезд Золушки на бал, Полночь из балета С.С.
Прокофьева «Золушка»
3.3 Балет. Хореография – искусство танца: вальс, сцена примерки
туфельки и финал из балета С.С. Прокофьева «Золушка»
3.4 Опера. Главные герои и номера оперного спектакля: Песня Вани,
Ария Сусанина и хор «Славься!» из оперы М.И. Глинки «Иван
Сусанин»; Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»:
«Три чуда», «Полет шмеля»
3.5 Сюжет музыкального спектакля: сцена у Посада из оперы М.И.
Глинки «Иван Сусанин»
3.6 Оперетта, мюзикл: Ж. Оффенбах «Шествие царей» из оперетты
«Прекрасная Елена»; Песня «До-Ре-Ми» из мюзикла Р. Роджерса
«Звуки музыки»
Итого по разделу
Раздел 4. Современная музыкальная культура
4.1 Современные обработки классической музыки: Ф. Шопен Прелюдия
ми-минор, Чардаш В. Монти в современной обработке
4.2 Джаз: С. Джоплин регтайм «Артист эстрады». Б. Тиэл «Как прекрасен
27

2
1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

3
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1
2

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

8
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК

мир!», Д. Херман «Hello Dolly» в исполнении Л. Армстронга
4.3 Исполнители современной музыки: О.Газманов «Люси» в исполнении
Р.Газманова (6 лет); И. Лиева, Э. Терская «Мама» в исполнении
группы «Рирада»
4.4 Электронные музыкальные инструменты: Э. Артемьев темы из
кинофильмов «Раба любви», «Родня». Э. Сигмейстер. Ковбойская
песня для детского ансамбля электронных и элементарных
инструментов
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Народная музыка России
1.1 Край, в котором ты живёшь: русская народная песня «Степь, да степь
кругом»; «Рондо на русские темы»; Е.П.Крылатов «Крылатые качели»
1.2 Русский фольклор: «Среди долины ровныя», «Пойду ль я, выйду ль я»;
кант «Радуйся, Роско земле»; марш «Славны были наши деды»,
«Вспомним, братцы, Русь и славу!»
1.3 Русские народные музыкальные инструменты и народные песни:
«Пошла млада за водой», «Ах, улица, улица широкая».
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии
1.4 Жанры музыкального фольклора: русские народные песни «Ах ты,
степь», «Я на горку шла»
1.5 Фольклор народов России: «Апипа», татарская народная песня;
«Сказочка», марийская народная песня
1.6 Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов: А.Эшпай
«Песни горных и луговых мари»
Итого по разделу
Раздел 2. Классическая музыка
2.1 Композитор – исполнитель – слушатель: концерт № 1 для фортепиано
с оркестром П.И. Чайковского (фрагменты), песня Леля «Туча со
28

https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1
1

4
34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

0

Количество часов
Всего Контрольные
работы
1
1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1
1
6
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

громом сговаривалась» из оперы «Снегурочка» Н.А. РимскогоКорсакова
2.2 Композиторы – детям: Ю.М.Чичков «Детство — это я и ты»; А.П.
Бородин, А.К. Лядов, Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков «Парафразы»;
пьеса «Детского альбома», П.И. Чайковский «Игра в лошадки»
2.3 Музыкальные инструменты. Фортепиано: «Гном», «Старый замок» из
фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского;
«Школьные годы» муз. Д. Кабалевского, сл.Е.Долматовского
2.4 Вокальная музыка: «Детская» — вокальный цикл М.П. Мусоргского;
С.С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр
Невский»
2.5 Инструментальная музыка: «Тюильрийский сад», фортепианный цикл
«Картинки с выставки» М.П. Мусоргского
2.6 Русские композиторы-классики: М.И. Глинка увертюра к опере
«Руслан и Людмила»: П.И. Чайковский «Спящая красавица»; А.П.
Бородин. Опера «Князь Игорь» (фрагменты)
2.7 Европейские композиторы-классики: В. Моцарт. Симфония № 40 (2 и 3
части); К.В. Глюк опера «Орфей и Эвридика»; Эдвард Григ музыка к
драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Л. ван Бетховен «Лунная соната»,
«К Элизе», «Сурок»; канон В.А. Моцарта «Слава солнцу, слава миру»
2.8 Мастерство исполнителя: песня Баяна из оперы М.И. Глинки «Руслан и
Людмила», песни гусляра Садко в опере-былине «Садко» Н.А.
Римского-Корсакова
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка в жизни человека
3.1 Музыкальные пейзажи: «Утро» Э. Грига, Вечерняя песня М.П.
Мусоргского, «Запевки» Г. Свиридова симфоническая музыкальная
картина С.С. Прокофьева «Шествие солнца». «В пещере горного
короля» из сюиты «Пер Гюнт»
3.2 Танцы, игры и веселье: Муз. Ю.Чичкова, сл.Ю.Энтина «Песенка про
жирафа»; М.И.Глинка «Вальс-фантазия, «Камаринская» для
симфонического оркестра. Мелодии масленичного гулянья из оперы
Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Контрданс сельский танец пьеса Л.ван Бетховена
29

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

8
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

3.3

Музыка на войне, музыка о войне: песни Великой Отечественной
войны – песни Великой Победы
Итого по разделу
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Музыка народов мира
1.1 Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и
зарубежных композиторов: «Мама» русского композитора В.
Гаврилина и итальянского — Ч.Биксио; C.В. Рахманинов «Не пой,
красавица при мне» и Ж.Бизе Фарандола из 2-й сюиты «Арлезианка»
1.2 Образы других культур в музыке русских композиторов: М.
Мусоргский Танец персидок из оперы «Хованщина». А.Хачатурян
«Танец с саблями» из балета «Гаянэ»
1.3 Русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных
композиторов: П. Сарасате «Москвичка». И.Штраус «Русский марш»
Итого по разделу
Раздел 2. Духовная музыка
2.1 Религиозные праздники: вербное воскресенье: «Вербочки» русского
поэта А. Блока. Выучи и спой песни А. Гречанинова и Р. Глиэра
2.2 Троица: летние народные обрядовые песни, детские песни о березках
(«Березонька кудрявая» и др.)
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка театра и кино
3.1 Патриотическая и народная тема в театре и кино: Симфония № 3
«Героическая» Людвига ван Бетховена. опера «Война и мир»; музыка к
кинофильму «Александр Невский» С.С. Прокофьева, оперы «Борис
Годунов» и другие произведения
3.2 Сюжет музыкального спектакля: мюзиклы «Семеро козлят на новый
лад» А. Рыбникова, «Звуки музыки» Р. Роджерса
3.3 Кто создаёт музыкальный спектакль: В. Моцарт опера «Волшебная
флейта» (фрагменты)
Итого по разделу
Раздел 4. Современная музыкальная культура
4.1 Исполнители современной музыки: SHAMAN исполняет песню «Конь»,
музыка И. Матвиенко, стихи А. Шаганова; пьесы В. Малярова из сюиты
30

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

3
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

4
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

2
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1
5
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

«В монастыре» «У иконы Богородицы», «Величит душа моя Господа» в
рамках фестиваля современной музыки
4.2 Особенности джаза: «Колыбельная» из оперы Дж. Гершвина «Порги и
Бесс»
4.3 Электронные музыкальные инструменты: Э.Артемьев «Поход» из к/ф
«Сибириада», «Слушая Баха» из к/ф «Солярис»
Итого по разделу
Раздел 5. Музыкальная грамота
5.1 Интонация: К. Сен-Санс пьесы из сюиты «Карнавал животных»:
«Королевский марш льва», «Аквариум», «Лебедь» и др.
5.2 Ритм: И. Штраус-отец Радецки-марш, И. Штраус-сын Полькапиццикато, вальс «На прекрасном голубом Дунае» (фрагменты)
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1
4
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411bf8

1
2
34

0

4 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
Всего Контрольные
работы

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Народная музыка России
1.1
Край, в котором ты живёшь: русские народные песни «Выходили красны
девицы», «Вдоль да по речке», «Солдатушки, бравы ребятушки»;
Е.П.Крылатов, Ю.С.Энтин «Лесной олень»
1.2
Первые артисты, народный театр: И.Ф. Стравинский балет «Петрушка»;
русская народная песня «Скоморошья-плясовая», фрагменты из оперы
«Князь Игорь» А.П. Бородина; фрагменты из оперы «Садко» Н.А. РимскогоКорсакова
1.3
Русские народные музыкальные инструменты: П.И. Чайковский пьесы
«Камаринская» «Мужик на гармонике играет»; «Пляска скоморохов» из
оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова
31

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1.4

Жанры музыкального фольклора: русская народная песня «Выходили
красны девицы»; «Вариации на Камаринскую»
1.5
Фольклор народов России: Якутские народные мелодии «Призыв весны»,
«Якутский танец»
1.6
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов: С.В. Рахманинов
1-я часть Концерта №3 для фортепиано с оркестром; П.И. Чайковский
песни «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, по мосточку» из оперы
«Евгений Онегин»; Г.В. Свиридов Кантата «Курские песни»; С.С.
Прокофьев кантата «Александр Невский»
Итого по разделу
Раздел 2. Классическая музыка
2.1
Композиторы – детям: П.И. Чайковский «Сладкая греза», из Детского
альбома, Д.Д. Шостакович Вальс-шутка; песни из фильма-мюзикла «Мэри
Поппинс, до свидания»
2.2
Оркестр: И. Гайдн Анданте из симфонии № 94; Л. ван Бетховен Маршевая
тема из финала Пятой симфонии
2.3
Вокальная музыка: С.С. Прокофьев, стихи А. Барто «Болтунья»; М.И.
Глинка, стихи Н. Кукольника «Попутная песня»
2.4
Инструментальная музыка: П.И. Чайковский «Мама», «Игра в лошадки» из
Детского альбома, С.С. Прокофьев «Раскаяние» из Детской музыки
2.5
Программная музыка: Н.А. Римский-Корсаков Симфоническая сюита
«Шехеразада» (фрагменты)
2.6
Симфоническая музыка: М.И. Глинка. «Арагонская хота», П. Чайковский
Скерцо из 4-й симфонии
2.7
Русские композиторы-классики: П.И. Чайковский «Танец феи Драже»,
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
2.8
Европейские композиторы-классики: Ж. Бизе «Арлезианка» (1 сюита:
Прелюдия, Менуэт, Перезвон, 2 сюита: Фарандола – фрагменты)
2.9
Мастерство исполнителя: Скерцо из «Богатырской» симфонии
А.П.Бородина
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка в жизни человека
3.1
Искусство времени: Н. Паганини «Вечное движение», И. Штраус «Вечное
движение», М. Глинка «Попутная песня», Э. Артемьев «Полет» из к/ф
32

1
1
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

7
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1
1
1
1
1
1
1
9
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

«Родня»; Е.П.Крылатов и Ю.С.Энтин «Прекрасное далеко»
Итого по разделу
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Музыка народов мира
1.1
Музыка стран ближнего зарубежья: песни и плясовые наигрыши
народных музыкантов-сказителей (акыны, ашуги, бакши и др.); К. Караев
Колыбельная и танец из балета «Тропою грома». И. Лученок, М. Ясень
«Майский вальс». А.Пахмутова, Н.Добронравов «Беловежская пуща» в
исполнении ВИА «Песняры»
1.2
Музыка стран дальнего зарубежья: норвежская народная песня
«Волшебный смычок»; А.Дворжак Славянский танец № 2 ми-минор,
Юмореска. Б.Сметана Симфоническая поэма «Влтава»
Итого по разделу
Раздел 2. Духовная музыка
2.1
Религиозные праздники: пасхальная песня «Не шум шумит», фрагмент
финала «Светлый праздник» из сюиты-фантазии С.В. Рахманинова
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка театра и кино
3.1
Музыкальная сказка на сцене, на экране: «Морозко» – музыкальный
фильм-сказка музыка Н. Будашкина; С. Никитин «Это очень интересно»,
«Пони», «Сказка по лесу идет», «Резиновый ёжик»; Г.В. Свиридов сюита
«Музыкальные иллюстрации»
3.2
Театр оперы и балета: Сцена народных гуляний из второго действия
оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и
деве Февронии»
3.3
Балет: А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (фрагменты); Р. Щедрин Балет «Конекгорбунок», фрагменты: «Девичий хоровод», «Русская кадриль», «Золотые
рыбки», «Ночь» и др.
3.4
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля: оперы «Садко»,
«Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова
3.5
Патриотическая и народная тема в театре и кино: П.И. Чайковский
Торжественная увертюра «1812 год»; Ария Кутузова из оперы
С.С.Прокофьева «Война и мир»; попурри на темы песен военных лет
Итого по разделу
33

1

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

4
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

7

Раздел 4. Современная музыкальная культура
4.1
Современные обработки классической музыки: В.А. Моцарт
«Колыбельная»; А. Вивальди «Летняя гроза» в современной обработке; Ф.
Шуберт «Аве Мария» в современной обработке; Поль Мориа «Фигаро»
4.2
Джаз: Дж. Гершвин «Летнее время», Д.Эллингтон «Караван». Г.Миллер
«Серенада лунного света», «Чаттануга Чу-Чу»
Итого по разделу
Раздел 5. Музыкальная грамота
5.1
Интонация: С.В.Рахманинов. «Сирень»; Р.Щедрин. Концерт для оркестра
«Озорные частушки»
5.2
Музыкальный язык: Я. Сибелиус «Грустный вальс»; К. Орф «О, Фортуна!»
(№ 1) из кантаты «Кармина Бурана»; Л. Андерсон «Пьеса для пишущей
машинки с оркестром»
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

3
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412ea4

1

2
34

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».