ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебным планам АООП ОО с УО (ИН) (вариант 1) для 5-9 классов на 2024-2025 учебный год Учебный план для 5-9 классов, обучающихся по 1 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы, разработан в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным (далее - ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 года № 1026 «Об утверждении Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Проекты рабочих программ к Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанные в Институте коррекционной педагогики РАО, 2023 г. - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациям, осуществляющим образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (с изменениями и дополнениями от: 21 июля 2023 г., 21 февраля, 21 мая 2024 г.) -письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций». Учебный год начинается 02.09.2024 года. Продолжительность учебного года составляет не менее 34 учебных недель. Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Продолжительность учебной недели - пять дней. Режим работы по пятидневной учебной неделе определяется в соответствии с СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21 . Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет для обучающихся с ОВЗ 5-9 классов - не более 6 уроков. Для предупреждения переутомления в течение недели организуется облегченный учебный день в среду или четверг. Продолжительность урока, фронтальных, групповых и подгрупповых занятий - 40 минут, что соответствует (СанПиН 1.2.3685-21). Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 минут. Расписание уроков составляется отдельно для уроков и внеурочной деятельности. Внеурочные занятия по возможности планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом внеурочных занятий и последним уроком устроен перерыв продолжительностью не менее 20 минут в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21. Учебный план является частью адаптированной основной общеобразовательной программы школы и разработан для 5-9 классов на основе учебных планов, представленных в федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью, и реализует ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный план состоит из двух частей — обязательной части (федеральный компонент) и части, формируемой участниками образовательных отношений. В учебных планах сохраняется базисный компонент - номенклатура обязательных предметов в инвариативной части. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех образовательных организациях, реализующих АООП образования обучающихся с умственной отсталостью, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Предметные области: язык и речевая практика, математика, естествознание, человек и общество, искусство, физическая культура и технология. Из обязательных учебных предметов изучаются русский язык, чтение (литературное чтение), математика, природоведение, биология, география, основы социальной жизни, мир истории, история Отечества, музыка, рисование (изобразительное искусство), профильный труд, адаптивная физическая культура. Изучение элементов геометрии включено в курс математики. К обязательным предметам в 5-9 классах относятся уроки основ социальной жизни (ОСЖ). Курс ОСЖ направлен на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, формирование навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, обеспечение безопасности жизнедеятельности, понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства. Программа профильного труда включает в себя теоретические знания и практические умения. Целью курса является обучение учащихся начальным профессионально- трудовым навыкам и использование их при дальнейшем профессиональном самоопределении. Наряду с образовательными задачами в ходе обучения решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объекты, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться в проделанной работе); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает дополнительные занятия по русскому языку (1 час). Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5дневной учебной неделе (34 учебных недели в году). Итоговая аттестация осуществляется организацией по завершению реализации АООП в форме двух испытаний на базе МАОУ «Школа №7», в рамках реализации договора сетевого взаимодействия: – комплексная проверочная работа по русскому языку, чтению (литературного чтения), математике и основам социальной жизни; - экзамен (собеседование) по профильному труду, состоящее из практической и теоретической части предмета по изученному профилю труда. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями: логопедические занятия, психокоррекционные занятия, коррекционно-развивающие занятия по русскому языку и математике. Учебные планы отражают содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): -формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; -формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; -формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Учебный план реализует цель ФАООП УО (вариант 1) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Учебные планы имеют необходимое кадровое, методическое и материальнотехническое обеспечение.