План внеурочной деятельности обучающихся 5-9-х классов на 2024 - 2025 учебный год Пояснительная записка План внеурочной деятельности основного общего образования составлен в соответствии: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ (с изменениями и дополнениями от 14.07.2022); 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 ”06 утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования“ (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения РФ № 568); З. Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»; 4. Письмо Министерства просвещения РФ от 17.12.2021 № 03-2161 «О направлении методических рекомендаций»; 5. Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»); 6. Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 ”06 утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 ”Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи“ (СП 2.4.3648-20); 8. Информационно-методическое письмо Министерства просвещения Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования» от 05.07.2022 № ТВ-1290/03; 9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 ”06 утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 ”Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания“ (СанПиН 1.2.3685-21); 10. Основная общеобразовательная программа основного общего образования МАОУ «Школа 17» 11. Устав МАОУ СОШ № 17. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. План внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 17 является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы Цель внеурочной деятельности – создать такие условия, в которых ученики получают всестороннее развитие: патриотическое, нравственное, социальное, культурное, духовное и т.д. Перед МАОУ СОШ № 17 стоят следующие задачи в процессе реализации внеурочной деятельности: организовать общественно-полезную деятельность и досуг ребенка, в которых он будет тесно взаимодействовать с социумом; включить ученика в разнообразную деятельность: физическую, художественную и т.д. задействовать ребенка в свободное от уроков время; оптимизировать учебную нагрузку; научить школьника взаимодействовать и сотрудничать со старшим поколением в лице педагогов, родителей, окружающих людей, а также со сверстниками через решение общих проблем; развивать личностные качества с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; развивать позитивное отношение к общественным ценностям: семья, религия, культура, родина, труд, гуманность и т.п.; формировать позитивное восприятие здорового образа жизни; воспитать толерантность и уважительное отношение к окружающему миру; достичь метапредметных результатов; выявить способности к определенным видам деятельности, чтобы развивать их на кружках и секциях; помочь в социализации и адаптации детей. Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие отечественного кинематографа. Наследие отечественного кинематографа может использоваться как в качестве дидактического материала при реализации курсов внеурочной деятельности, так и быть основной для разработки курсов внеурочной деятельности, посвященной этому виду отечественного искусства. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации, в походах, поездках и т. д.). Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю. При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у школьников российской гражданской идентичности и таких компетенций, как: —компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством; —социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека; —компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности. Организация жизни ученических сообществ происходит: —в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами; —через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; —через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями. Направления внеурочной деятельности, рекомендуемые к включению в план внеурочной деятельности образовательной организации Основное содержание занятий Направление Рекомендуемое внеурочной количество деятельности часов в неделю Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационно1 Основная цель: развитие ценностного отношения просветительские обучающихся к своей Родине – России, занятия населяющим патриотической, ее людям, ее уникальной истории, богатой нравственной природе и экологической и великой культуре. направленности Основная задача: формирование соответствующей «Разговоры внутренней позиции личности школьника, о важном» необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся 1 Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы8 Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся «Билет в будущее». 1 Вариативная часть9 3 Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами полученияпрофессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силыи возможности. Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов 2 Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.); занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях туристско -краеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев); занятия по Программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности 2 Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений – заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро и микро коммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания зон личного влияния на уклад школьной жизни. Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности Российского движения школьников и Юнармейских отрядов; волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы; выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией; Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов); творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций; созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе и т.п. Занятия проводятся на базе школы в специально приспособленных помещениях, с использованием необходимой материальнотехнической базы, программного оснащения и информационнотехнологического обеспечения. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Для организации внеурочной деятельности, ориентированной на индивидуализацию образования, используются вторая половина дня и нелинейное расписание. В случае ухудшения эпидемиологической обстановки допускается выведение курсов внеурочной деятельности на обучение с использованием электронных и дистанционных форм работы (Методические рекомендации, направленные письмом Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04). Для организации внеурочной деятельности на 2024/25 учебный год был разработан и утвержден план внеурочной деятельности для 5-9х классов. План внеурочной деятельности включает в себя: внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ; внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности); внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессиональнопроизводственном окружении; внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия; внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.); внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся). Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности для ее реализации школой была выбрана оптимизационная модель организации внеурочной деятельности – на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Данная модель предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники школы (учителя, педагогорганизатор, учитель физической культуры, педагогпсихолог, учительлогопед, учитель музыки и др.). При организации внеурочной деятельности используются системные курсы внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя) и несистемные занятия (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя). Системные курсы реализуются по всем направлениям в соответствии с расписанием по внеурочной деятельности. Несистемные занятия реализуются в рамках плана воспитательной работы классного руководителя и учителей по предметам с применением модульной системы.. Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемноценностное обучение, досугово-развлекательная деятельность, проектная и исследовательская деятельность, художественное творчество, социальное творчество, спортивно-оздоровительная, краеведческая, трудовая (производственная) и другие. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от классноурочной и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Формы организации внеурочной деятельности Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: - целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; - преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); - учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; - использование форм организации, предполагающих использование средств информационно-коммуникационных технологий. Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики; познавательные игры, викторины, конкурсы; беседы; праздники с элементами творческого проектирования; экскурсии; поисковые и научные занятия с элементами проектной деятельности; другие формы. В зависимости от числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. С целью оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы основного общего образования в 5-9 классах предусмотрены коррекционные часы «Скорая помощь» и «Учение с увлечением», «Логопедическая коррекция». При осуществлении внеурочной деятельности (по необходимости) класс делится на подгруппы, каждый ребенок имеет возможность выбора. Каждый обучающийся в соответствии со своими интересами и пожеланиями родителей имеет возможность посещать от 2(минимум) до 10 (максимум) занятий внеурочной деятельности в неделю. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности ФГОС основного общего образования: - осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; - сформированная гражданская компетенция; - понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека; - осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье; - сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуальнопознавательной и научно- практической деятельности; - сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе; - сформированная потребность повышать свой культурный уровень; потребность самореализации в различных видах творческой деятельности; - овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни; - сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), сформированное ценностное отношение к социальной реальности в целом; - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного социального действия; - сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность; - умение коммуникативно взаимодействовать с окружающими людьми, овладение социокультурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; - ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социально-значимой деятельности. Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в МАОУ СОШ № 17 имеются необходимые условия. Школа располагается в учебном здании, соответствующем строительным и санитарно-гигиеническим нормам и правилам. Для организации внеурочной деятельности школа располагает двумя спортивными залами, спортивной площадкой, библиотекой, актовым залом, кабинетом музыки. Все кабинеты оборудованы компьютерной техникой, подключены к сети Интернет.