РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНД
к утверждению на заседании
педагогического совета
протокол № / от « 30» 08
Положение о внутренне
ЖДЕНЫ
МАОУ СОШ № 17
_____/ С.Н. Буркова/
и от « SO » О8 20
нества образования в
1. Общие положения
1.1.
Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее — Положе
ние) в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразо
вательная школа № 17» (далее - 0 0 ) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Феде
рации";
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего об
разования, утвержденным Приказом Министерством просвещения России от 31.05.2021 №
286;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обра
зования, утвержденным Приказом Министерством просвещения России от 31.05.2021 № 287;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего обра
зования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки России от 17.05.2012 №
413;
- Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка ор
ганизации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразователь
ным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования";
- Приказом Министерства образования и науки России от 22.09.2017 № 955 «Об утвер
ждении показателей мониторинга системы образования»;
- Приказом Министерства образования и науки России от 10.12.2013 № 1324 "Об
утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
- Приказом Министерства образования и науки России № 462 от 14.06.2013 "Об утвер
ждении порядка проведении самообследования в образовательной организации";
- Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государ
ственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
- Уставом МАОУ СОШ № 17.
1.2. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой совокуп
ность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур,
обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательных результатов, качество
реализации образовательного процесса, качество условий, обеспечивающих образовательную
деятельность с учетом запросов основных участников образовательных отношений.
1.3. Положение определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки каче
ства образования в ОО, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (со
держание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное уча
стие в оценке и контроле качества образования.
1.4. В настоящем Положении используются следующие термины и сокращения:
- качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и
подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральным государствен
ным
образовательным
стандартам,
федеральным
государственным
требованиям
(или)потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная
деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной
программы;
- оценка качества образования — процесс в рамках процедур государственной и обще
ственной аккредитации, мониторинговых исследований в системе образования, государствен
ного контроля (надзора) в сфере образования, аттестации руководящих и педагогических кад
ров, государственной итоговой аттестации выпускников, независимой оценки качества обра
зования, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образователь
ных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах си
стеме требований к качеству образования, включающей качество образовательных достиже
ний обучающихся, качества образовательных программ, качество условий осуществления об
разовательного процесса, качество управления;
- внутренняя система оценки качества образования — целостная система диагности
ческих и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно
общественного управления 0 0 , которым делегированы отдельные полномочия по оценке ка
чества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных право
вых материалов, обеспечивающих управление качеством образования; - экспертиза — всесто
роннее изучение состояния образовательного процесса, условий и результатов образователь
ной деятельности;
- измерение — оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных
измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые
имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым обра
зовательным программам;
- экспертиза - всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса,
условий и результатов образовательной деятельности;
- критерий - признак, на основании которого производится оценка и который конкре
тизируется в показателях и индикаторах - совокупности характеристик, позволяющих отра
зить уровень достижения критерия;
- ВСОКО - внутренняя система оценки качества образования;
- НОКО - независимая оценка качества образования;
- НИКО - национальные исследования качества образования;
- ВПР - всероссийская проверочная работа;
- ГИА - государственная итоговая аттестация;
- ЕГЭ - единый государственный экзамен;
- ОГЭ - основной государственный экзамен;
- ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт;
- ФООП - федеральная основная образовательная программа;
- УУ Д- универсальные учебные действия.
1.5. Положение о ВСОКО, дополнения и изменения к нему, процедуры, сроки и ответ
ственные за ВСОКО утверждаются приказом руководителя 0 0 ежегодно после обсуждения с
педагогами и родителями (законными представителями) учеников на педагогическом совете.
1.6. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников 0 0 ,
осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в
том числе на сотрудников, работающих по совместительству.
2. Цели и задачи функционирования ВСОКО
2.1. Целями ВСОКО являются:
- формирование единой системы оценки состояния образования, обеспечивающей
определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образо
вания в 0 0 ;
- получение объективной информации о состоянии качества образования, степени соот
ветствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям, определяемым
государственным стандартами, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уро
вень;
- предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности до
стоверной информации о качестве образования;
- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенство
ванию образовательной деятельности 0 0 и повышение информированности участников обра
зовательных отношений при принятии таких решений;
- прогнозирование развития образовательной системы 0 0 .
2.2. Основными задачами ВСОКО являются:
- формирование единого подхода к оценке качества образования и ее измерению;
- формирование системы аналитических критериев и показателей, позволяющей эффек
тивно реализовывать основные цели оценки качества образования;
- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образова
тельной статистики и мониторинга качества образования;
- осуществление самообследования деятельности 0 0 , развитие форм оценки качества
образования, включая самооценку и педагогическую экспертизу;
- определение степени соответствия условий организации и осуществления образова
тельной деятельности государственным требованиям;
- определение в рамках мониторинговых исследований степени соответствия качества
образования на различных уровнях обучения государственным стандартам;
- определение степени соответствия образовательных программ нормативным требова
ниям и запросам субъектов образовательной деятельности;
- обеспечение доступности качественного образования;
- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
- выявление факторов, влияющих на качество образования;
- содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах
оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагоги
ческих работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивиду
альным достижениям обучающихся;
- стимулирование инновационных процессов с целью поддержания и постоянного по
вышения качества и конкурентоспособности;
- расширение общественного участия в управлении образованием в 0 0 и формирова
ние экспертного сообщества;
- анализ эффективности принимаемых управленческих решений;
- разработка адресных рекомендаций на основе анализа полученных данных;
- обеспечение информационной открытости оценочных процедур.
3. Принципы ВСОКО
В основу внутренней системы оценки качества образования положены принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве обра
зования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной
и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучаю
щихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в
образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образова
ния;
- единства и сопоставимости критериальных подходов, инструментов и результатов;
- инструментальное™ и технологичности используемых показателей (с учетом суще
ствующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных,
подготовленности потребителей к их восприятию);
- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управле
ния;
- взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними взаимосвязей
и взаимозависимости;
- качества и надежности средств оценки образовательных достижений;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей;
- рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в самоанализ и самооценку
деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внут
ренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
- оптимальности использования источников первичных данных для определения пока
зателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного ис
пользования);
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества об
разования в образовательной организации;
- ответственности участников образовательного процесса за повышение качества обра
зования.
4. Субъекты ВСОКО и их функции
Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества
образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя:
- администрацию 0 0 ,
- педагогический совет,
- методический совет,
- методические объединения учителей-предметников,
- иные временные субъекты.
4.1. В функции администрации в рамках ВСОКО входит:
- формирование, утверждение приказом директора 0 0 и контроль исполнения блока
локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО, и приложений к ним;
- разработка мероприятий и подготовка предложений, направленных на совершенство
вание системы ВСОКО, участие в этих мероприятиях;
- обеспечение проведения контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социо
логических и статистических исследований по вопросам качества образования;
- организация системы мониторинга качества образования в образовательной организа
ции, осуществление сбора, обработки и хранения информации о состоянии и динамике разви
тия; анализ результатов оценки качества образования на уровне 0 0 ;
- организация изучения информационных запросов основных пользователей системы
оценки качества образования;
- обеспечение условий для подготовки работников образовательной организации и об
щественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур;
- предоставление информации о качестве образования на городской уровень системы
оценки качества образования;
- формирование информационно-аналитических материалов по результатам оценки ка
чества образования (анализ работы образовательной организации за учебный год, самообследование и др.);
- принятие управленческих решений по повышению качества образования на основе
анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
4.2. Педагогический совет образовательной организации:
- содействует определению стратегических направлений развития системы образования
в 00;
- содействует реализации принципа общественного участия в управлении образовани
ем;
- принимает участие:
1.
в формировании информационных запросов основных пользователей системы
оценки качества образования образовательной организации;
2.
в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику
развития системы образования; в экспертизе качества образовательных результатов, условий
организации образовательной деятельности;
- содействует организации работы по повышению квалификации педагогических ра
ботников, развитию их творческих инициатив;
- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представи
телей организаций и учреждений, взаимодействующих со 0 0 по вопросам обучения и воспи
тания обучающихся, в т. ч. сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического ре
жима в образовательной организации, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и дру
гие вопросы образовательной деятельности 0 0 ;
- принимает решение о форме проведения промежуточной аттестации.
4.3. Методический совет и методические объединения учителей-предметников 0 0 :
- участвуют в разработке методик оценки качества образования, системы показателей,
характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, критериев
оценки результативности профессиональной деятельности педагогов;
- содействуют подготовке работников образовательной организации и общественных
экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур;
- проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающих
ся и формируют предложения по их совершенствованию;
- готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по
результатам оценки качества образования.
4.4. В функции психолого-педагогической службы 0 0 в рамках ВСОКО входит:
- проведение психологических исследований, направленных на выявление различных
затруднений обучающихся;
- оценка уровня адаптации и степени психологического комфорта пребывания обучаю
щихся в 0 0 ;
- разработка рекомендации для педагогов и администрации 0 0 по оптимизации усло
вий образовательного процесса в 0 0 ;
- разработка предложений для администрации 0 0 по повышению качества образова
ния.
4.5. В функции органов государственно-общественного управления (совет родителей в
соответствии с полномочиями, определенными уставом 0 0 ) в рамках ВСОКО входит:
- общественная оценка качества образования как составляющая внешней оценки каче
ства;
- оценка эффективности реализации программы развития 0 0 и обеспечения качества
условий обучения.
5. Организационная модель ВСОКО
Организационная модель ВСОКО включает как взаимосвязанные следующие
5.1.
компоненты:
- функционал должностных лиц;
- локальные нормативные акты и программно-методические документы;
- предметы/направления, критерии/показатели
оценки
предметных и метапредметных результатов и диагностики личностных результатов;
- типы и виды контроля;
- формы и методы контрольно-оценочных и диагностических процедур;
- информационно-аналитические материалы;
- циклограммы и графики контрольно-оценочных и диагностических процедур;
- программно-аппаратное обеспечение, цифровые ресурсы.
5.2 Направления ВСОКО:
- Оценка качества подготовки обучающихся
- Работа со слабоуспевающими учащимися
- Работа с одаренными обучающимися
- Профориентационная работа
- Профессиональное развитие педагогических работников
- Воспитательная работа
6. Организация оценки качества образования.
6.1. Компоненты ВСОКО:
- оценка реализуемых в 0 0 образовательных программ;
- оценка предметных, метапредметных и личностных достижений обучающихся;
- оценка деятельности педагогических и руководящих работников 0 0 ;
- оценка качества условий образовательной деятельности.
6.2. Оценке подлежат ООП соответствующего уровня общего образования, разработан
ные согласно требованиям образовательных стандартов (ФГОС начального общего, основного
общего и среднего общего образования). Оценка ООП соответствующего уровня общего обра
зования проводится на этапе ее согласования и утверждения по параметрам согласно прило
жению 5.
6.2.1. Результаты оценки ООП (по уровням общего образования) прикладываются к
протоколу утверждения программы педагогическим советом.
6.2.2. В случае внесения в ООП (по уровням общего образования) изменений и/или
дополнений проводится оценка этих изменений и дополнений на предмет соответствия требо
ваниям ФГОС соответствующего уровня общего образования или ФКГОС.
6.2.3. Информация по пунктам 1.1-1.4 приложения 5 включается в отчет о самообследовании.
6.3.
Оценка процесса проведения урока и внеурочного занятия осуществляется по
технологическим картам и показателям (Приложение 8).
6.4. Оценка дополнительных общеобразовательных программ (при наличии) проводит
ся на этапе их рассмотрения по следующим критериям:
- соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при их
наличии);
- соответствие дополнительных образовательных программ запросам родителей (закон
ных представителей) обучающихся 0 0 ;
-соответствие форм и методов оценки планируемых результатов содержанию програм
мы.
6.4.1.
Перечень реализуемых дополнительных общеобразовательных программ обнов
ляется ежегодно.
6.5. По итогам оценки основных и дополнительных общеобразовательных программ
делается вывод об эффективности педагогической системы школы в отношении:
- обеспечения индивидуальных образовательных траекторий, обучающихся;
- интеграции урочной и внеурочной деятельности;
- инструментария формирующей оценки и ориентации учебных занятий на достижение
уровня функциональной грамотности;
- культуры учебного взаимодействия педагогов и обучающихся
- психолого-педагогического сопровождения самоорганизации и познавательной само
мотивации обучающихся;
- проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
- социального, научно-методического партнерства;
- деятельности внутришкольных методических объединений.
6.6. Данные о выполнении объема образовательных программ используются для свое
временной корректировки образовательного процесса.
6.7. По результатам оценки образовательных программ выносится решение о внесении
соответствующих изменений. Изменения вносятся на основании приказа руководителя 0 0 с
учетом протокола согласования изменений со стороны методического совета 0 0 .
6.8. Оценка предметных и метапредметных и личностных достижений обучающихся
включает:
- национальные исследования качества образования (НИКО);
- региональные мониторинговые исследования и диагностические работы;
- предметные результаты обучения (Приложение 3);
- метапредметные результаты обучения (Приложение 4);
-личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся) (.Приложе
ние 5);
- здоровье обучающихся (в динамике);
- достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах (Приложение 6).
6.9. Результаты деятельности педагогических и руководящих работников образова
тельных организаций, включающие:
- результаты аттестации педагогических работников и руководителя 0 0 ,
- результаты профессиональных педагогических конкурсов,
- мониторинги эффективности руководителей,
- конкурсы инновационной деятельности,
- результаты контрольно-надзорных процедур,
- результаты лицензирования и аккредитации,
- анализ результатов независимой оценки (педагогической экспертизы),
- результаты комплексных оценок образовательных организаций и систем рейтингова
ния образовательных организаций.
6.10. Качество условий образовательной деятельности (Приложение 7):
- кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научнометодическую деятельность педагогов);
- психолого-педагогические условия;
- материально-техническое обеспечение;
- учебно-методическое информационное обеспечение;
- санитарно-гигиенические условия;
- медицинское сопровождение и питание;
- наличие электронного документооборота и нормативно-правовое обеспечение образо
вательного процесса.
7. Использование информации, полученной в рамках ВСОКО
7.1. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной дея
тельности устанавливаются в плане ВСОКО.
7.2. Гласность и открытость результатов оценки качества образования осуществляются
путем предоставления информации:
- основным потребителям результатов ВСОКО;
- средствам массовой информации через самообследование;
- размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на
официальном сайте образовательной организации.
7.3. Результаты ВСОКО используются для решения управленческих задач на уровне
0 0 для:
- информирования обучающегося, его родителей, педагогов о результатах текущего
оценивания и промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации;
- разработки программ и планов адресной помощи обучающимся и группам обучаю
щихся;
- поиска и развития талантов, планирования работы по профориентации;
- разработки/корректировки программ развития и образовательных программ, индиви
дуальных траекторий развития обучающихся;
- анализа качества работы и эффективности деятельности педагогических работников,
формирования индивидуальных траекторий повышения квалификации и системы стимулиро
вания работников 0 0 ;
- подготовки программ и планов повышения квалификации педагогического коллекти
ва и индивидуальных планов развития педагогов;
- планирования работы методических объединений; проведения самообследования и
подготовки публичных отчетов;
- оптимизации инфраструктуры и системы управления;
- планирования внутреннего контроля.
8. Виды мониторингов по направлениям ВСОКО
8.1. В рамках ВСОКО проводятся мониторинги
Блок 1. Оценка качества подготовки обучающихся
Направление монито
мониторинги
сроки
ринга
1. Достижение обуча Входные контрольные работы во 2-11
Сентябрь
ющимися планируемых классах по русскому языку и математике
результатов освоения Административные контрольные работы Декабрь
ООП НОО, ООО, СОО во 2-11 классах за 1 полугодие
(на основе результатов Мониторинг показателей качества и
Октябрь, январь, март,
текущей и промежу успеваемости обучения по итогам четмай, июнь
точной аттестации по вертей/полугодий, учебного года
учебным предметам)
Мониторинг показателей качества и
Май
успеваемости обучения по итогам про-
2. Достижение обуча
ющимися планируемых
результатов освоения
ООП НОО, ООО, СОО
(на основе результатов
ВПР)
3. Оценка
функцио
нальной грамотности
межуточной аттестации
Мониторинг образовательных потребно
стей обучающихся и родителей
Мониторинг подготовки к ГИА: анализ
результатов тренировочного итогового
сочинения
Мониторинг результативности образова
тельных результатов в 1, 5, 10 классах
(адаптация)
Мониторинг образовательных результа
тов в 9,11 классах
Мониторинг результативности образова
тельных результатов (проверка внеуроч
ных занятий)
Анализ реализации графика контрольных
мероприятий в 1 полугодии, по итогам
года
Мониторинг подготовки к ГИА: анализ
результатов итогового тренировочного
сочинения
Контроль качества подготовки обучаю
щихся 9,11 классов
Мониторинг подготовки к ГИА: анализ
результатов тренировочного итогового
собеседования
Анализ результатов итогового собеседо
вания
Анализ функционирования ВСОКО
Анализ результатов деятельности школы
за учебный год, сравнительный анализ
качества обучения, выявление проблем
Анализ реализации рабочих программ по
предметам учебного плана, учебным
курсам внеурочной деятельности
Мониторинг результатов проведения
ВПР
Мониторинг уровня образовательных
результатов обучающихся в процессе
освоения предметного содержания ООП
по предметам, которые вносятся в ВПР
Мониторинг сформированности пред
метных, метапредметных результатов
Мониторинг формирования функцио
нальной грамотности с использованием
портала РЭШ и др. у обучающихся 5-11
классов:
- диагностика для выявления уровня
сформированности читательской грамот
ности 5,7,9,11 классы
- диагностика для выявления уровня
сформированности математической гра
мотности 5,6,8,10 классы
- диагностика для выявления уровня
сформированности естественнонаучной
грамотности 6,9 классы
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь-ноябрь
Ноябрь, март
Декабрь, апрель
Январь, май
Декабрь
Ноябрь, март
Январь
Февраль
Декабрь, июнь
Август
Декабрь, июнь
Май
В течение года в рам
ках
класснообобщающего
кон
троля
Апрель, май
В течение года в рам
ках
класснообобщающего
кон
троля; по плану реали
зации мероприятий по
формированию и раз
витию функциональ
ной грамотности
-диагностика для выявления уровня
сформированности креативного мышле
ния 7 классы
- диагностика для выявления уровня
сформированности глобальных компе
тенций 7,8 классы
Мониторинг формирования функцио
нальной грамотности у обучающихся 1-4
классов
4. Достижение обуча
ющимися планируемых
результатов освоения
ООП ООО, СОО (на
основе
результатов
ГИА)
Направление монито
ринга
1. Выявление
слабо
успевающих обучаю
щихся по результатам
промежуточной атте
стации, входных работ,
контрольных
работ,
ВПР
Анализ реализации плана по формирова
нию функциональной грамотности обу
чающихся
Мониторинг качества образования обу
чающихся по результатам внешней
оценки (ГИА) по ООП ООО и ООП
СОО.
Блок 2. Работа со слабоуспевающими
мониторинги
По плану реализации
мероприятий по фор
мированию и развитию
функциональной гра
мотности
Май
Июнь-август
сроки
Входная диагностика по предметам во 2- Сентябрь
11 классах
Мониторинг показателей качества и
Октябрь, январь, март,
успеваемости обучения по итогам четмай, июнь
вертей/полугодий, учебного года
Мониторинг результативности образова Ноябрь, март
тельных результатов слабоуспевающих
обучающихся в 9,11 классах по предме
там ГИА
Анализ результативности индивидуаль
Декабрь, апрель
ного подхода в обучении слабоуспеваю
щих обучающихся
Мониторинг образовательных результа
Декабрь, май
тов обучающихся группы «риска» по
предметам, которые они не усваивают
2. Организация работы Мониторинг вовлеченности слабоуспе
Ноябрь, апрель
со слабоуспевающими
вающих обучающихся в курсах ВД, доп.
образовании
Анализ организации работы со слабо
Декабрь, апрель
успевающими обучающимися
Блок 3. Работа с одаренными обучающимися
Направление монито
мониторинги
сроки
ринга
1.
Выявление, под Анализ выявления, поддержки и разви
сентябрь
держка и развитие спо тия способностей обучающихся (в том
собностей обучающих числе обучающихся с ОВЗ)
ся (в числе у обучаю Мониторинг результативности школь
октябрь
щихся с ОВЗ)
ного этапа ВСОШ
Мониторинг результативности муници декабрь
пального этапа ВСОШ
Мониторинг результативности регио
март
нального этапа ВСОШ
Мониторинг участия в “перечневых”
олимпиадах и его результативности
Мониторинг участия в творческих, ин
теллектуальных, спортивных конкурсах,
олимпиадах, соревнований и их резуль
тативности
Мониторинг участия в научнопрактических конференциях и их ре
зультативности
2. Индивидуализация
Мониторинг участия учащихся в про
фильных сменах, предметных школах и
обучения
учебно-тренировочных сборах (“Акаде
мии Первых”, “Сириус”)
Анализ результативности индивидуаль
ного подхода в обучении учащихся с
повышенной мотивацией
Мониторинг организации профильного
обучения
Блок 4. Профориентационная работа
Направление монито
мониторинги
ринга
1. Обеспечение инфор Мониторинг проведения ранней профо
риентации обучающихся
мированности обучающихся НОО, ООО об Мониторинг проведения курса внеуроч
ной деятельности “Моя Россия - мои го
особенностях различ
ризонты”
ных сфер профессио
нальной деятельности
2. Выявление предпо
чтений обучающихся
ООО в области профо
риентационной ориен
тации
декабрь, май
декабрь, май
декабрь, май
май
апрель
октябрь
сроки
декабрь, май
декабрь, май
Мониторинг предпочтений обучающих январь
ся ООО в области профориентационной
ориентации - определение доли обуча
ющихся, прошедших профессиональную
диагностику
Мониторинг участия в конкурсах олим декабрь, май
пиадах, организованных ВУЗами, пред
приятиями города, края и его результа
тивности
3.
Сопровождение Мониторинг сопровождения професси
май
профессионального
онального самоопределения обучаю
самоопределения обу щихся ООО (в том числе с ОВЗ) - опре
чающихся ООО (в том деление доли обучающихся, охваченных
числе с ОВЗ)
психолого-педагогической поддержкой,
консультационной помощью по вопро
сам профессиональной ориентации
август
Мониторинг выбора профессий/специальностей обучающимися
ООО - определение доли выпускников 9
классов, поступивших в СПО в соответ
ствии с профилем обучения
Блок 5. Профессиональное развитие педагогических работников
Направление монито
мониторинги
сроки
ринга
1. Выявление профес Мониторинг профдефицитов педагоги
сентябрь-октябрь
сиональных дефицитов ческих работников - выявление доли пе
педагогических работ- дагогов с профдефицитами по каждому
ников
2. Совершенствование
профессиональных
компетенций педагогов
3. Поддержка молодых
педагогов/реализация
программ наставниче
ства
Направление монито
ринга
1. Организация работы
классных руководите
лей в соответствии с
программой воспита
ния
виду (предметные, методические, ИКТ,
психолого-педагогические, организаци
онно-управленческие)
Анализ работы вновь прибывших педа
гогов
Мониторинг прохождения КПК
Мониторинг разработки и реализации
ИОМ педагогов
Мониторинг эффективности реализации
программ наставничества
Блок 6. Воспитательная работа
мониторинги
октябрь
декабрь, май
ноябрь, май
декабрь, май
сроки
декабрь, май
Мониторинг эффективности организа
ции воспитательной работы - выявление
доли реализованных мероприятий в со
ответствии с программой воспитания
апрель
Мониторинг личных результатов обу
чающихся
Мониторинг реализации плана воспита октябрь, декабрь,
тельной работы по четвертям, полугоди март, май
ям, году
Мониторинг эффективности деятельно декабрь, май
сти классных руководителей
8.2. Вышеперечисленные мониторинги проводятся на основе параметров, внесенных в прило
жения 2-7.
9. Документы ВСОКО
9.1. К документам ВСОКО относятся:
- отчет о самообследовании (Приложение 1);
- сводные ведомости успеваемости;
- аналитические справки по результатам мониторингов, опроса удовлетворенности ро
дителей, плановых административных проверок и др.
- аналитические справки-комментарии к результатам внешних независимых диагностик
и ГИА;
- анкетно-опросный материал; шаблоны стандартизованных форм и др.;
- приложения к протоколам заседаний коллегиальных органов управления образова
тельным учреждением.
9.2. Состав документов ВСОКО ежегодно корректируется, в зависимости от задач адми
нистративного контроля в текущем учебном году.
Приложение 1
СТРУКТУРА ОТЧЕТА О САМООБСЛЕДОВАНИИ
№ раз
дела
Раздел 1
Название раздела
Содержимое раздела
Общая характеристика обра
зовательной деятельности
00
Полное наименование и контактная информация
образовательной организации в соответствии со
сведениями в уставе.
Наличие лицензии на осуществление образова
тельной деятельности с указанием всех адресов и
видов реализуемых образовательных программ.
Взаимодействие с организациями-партнерами,
органами исполнительной власти.
Инновационная деятельность на уровне ФИП,
РИП (при наличии).
Структура управления, включая органы коллеги
ального и общественного управления.
Взаимосвязь структур и органов управления.
Виды реализуемых ООП.
Численность обучающихся, осваивающих ООП
по уровням общего образования:
- начального общего;
- основного общего;
- среднего общего.
Количество индивидуальных учебных планов по
разным категориям обучающихся.
Направления дополнительных общеразвиваю
щих программ.
Количество обучающихся в объединениях до
полнительного образования по каждому направ
лению.
Успеваемость (без двоек) и качество (четверки,
пятерки).
Количество учащихся, набравших не менее ...
баллов по трем предметам ГИА.
Количество учащихся, набравших не менее ...
баллов по трем предметам ОГЭ.
Количество призеров Всероссийской олимпиады
школьников (по уровням).
Количество учащихся, преодолевших установ
ленный минимальный порог в общегородских
обязательных метапредметных диагностиках.
Иное (например, итоги индивидуального учета
образовательных результатов в технологии
Портфолио)1.
Количество классов-комплектов.
Режим образовательной деятельности (одна/ две
Раздел 2
Система управления 0 0
Раздел 3
Содержание подготовки обу
чающихся
Раздел 4
Качество подготовки обуча
ющихся
Раздел 5
Особенности организации
учебного процесса
1Раздел включается в отчет о самообследовании по решению 0 0 .
Раздел 6
Информация о востребован
ности выпускников
Раздел 7
Кадровое обеспечение обра
зовательного процесса
Раздел 8
Учебно-методическое обес
печение образовательного
процесса
Раздел 9
Библиотечно
информационное обеспече
ние образовательного про
цесса
смены; пяти/ шестидневная неделя).
Продолжительность учебного года и каникул.
Количество обучающихся, получающих образо
вание:
- в очно-заочной форме;
- заочной форме.
Соответствие режима учебной деятельности са
нитарно-гигиеническим требованиям.
Наличие ООП того или иного уровня, реализуе
мых в сетевой форме.
Количество обучающихся, осваивающих ООП:
- с применением дистанционных технологий;
- с применением электронных средств обучения.
Доля выпускников, поступивших в вузы и ссузы
в соответствии с профилем обучения.
Доля выпускников старших классов, поступив
ших:
- в вузы,
- в ссузы.
Доля выпускников основной школы:
- поступивших в профильные классы 0 0 ;
- перешедших на обучение в другие 0 0 ;
- поступивших в ссузы.
Доля педагогических работников с высшим об
разованием/ профильным образованием.
Категорийность педагогических работников.
Группы педагогических работников по стажу ра
боты.
Возрастной состав педагогических работников
Повышение квалификации педагогических ра
ботников.
Состояние обеспеченности педагогическими ра
ботниками неосновного назначения (социальный
педагог, учитель-дефектолог и др.).
Соответствие используемых учебников феде
ральному перечню.
Общее
количество
учебных
и учебно
методических пособий, используемых в образо
вательном процессе.
Количество экземпляров учебной и учебно
методической литературы из общего количества
единиц хранения библиотечного фонда, состоя
щих на учете, в расчете на одного учащегося.
Наличие читального зала библиотеки, в том чис
ле:
- с обеспечением возможности работы на стаци
онарных компьютерах или использования пере
носных компьютеров;
Раздел
10
Материально-технические
условия
Раздел
11
Функционирование ВСОКО
- с медиатекой;
- оснащенного средствами сканирования и рас
познавания текстов;
- с выходом в Интернет с компьютеров, распо
ложенных в помещении библиотеки;
- с контролируемой распечаткой бумажных ма
териалов;
Общая площадь помещений, в которых осу
ществляется образовательная деятельность, в
расчете на одного учащегося.
Доля учебных аудиторий, оборудованных транс
формируемой мебелью для учащихся
Количество компьютеров в расчете на одного
учащегося.
Численность/удельный вес численности учащих
ся, которым обеспечена возможность пользо
ваться широкополосным Интернетом (не менее 2
Мб/с), в общей численности учащихся.
Оснащенность учебных кабинетов (в соответ
ствии с федеральными и (или) региональными
требованиями).
Положение о ВСОКО.
Информационно-аналитические продукты ВСО
КО.
Администрирование процедур ВСОКО.
Приложение 2
ЧЕК-ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ ПРОЦЕССА И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Единица изме
Критерии оценки
№
рения2
1. Образовательная деятельность
1.1
1.2
1.3
1.4
Чел.
Общая численность обучающихся:
Численность обучающихся, осваивающих основную образовательную программу:
Чел.
- начального общего образования;
Чел.
- основного общего образования;
Чел.
- среднего общего образования
Чел.
- адаптированные основные образовательные программы
- иные уровни ООП, если реализуются (указать)
Чел.
Формы получения образования в 0 0 :
- очная;
Имеется/не име
ется.
Количество чел.
- очно-заочная;
Имеется/не име
ется.
Количество чел.
- заочная
Имеется/не име
ется.
Количество чел.
Наличие обучающих, получающих образование:
- в семейной форме
Чел.
- из них - прикрепляемых в качестве экстернов для прохождения
промежуточной аттестации
- в форме самообразования
Чел.
- из них - прикрепляемых в качестве экстернов для прохождения
Чел.
промежуточной аттестации
Реализация ООП по уровням общего образования:
- сетевая форма;
Имеется/не име
ется.
Количество дого
воров о сетевом
взаимодействии
- с применением электронного обучения и дистанционных образо
Имеется/не име
вательных технологий;
ется.
Количество еди
ниц рабочих про
грамм, где ис
пользуется ЭО и
дот
2. Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС
2.1
Соответствие структуры, содержания и академического объема
2В ходе внутренней оценки оставляют один из вариантов маркировки.
Соответствует/не
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
учебного плана требованиям ФГОС
Наличие индивидуальных учебных планов для учащихся: с низкой
мотиваций, с ОВЗ, одаренных; обучающихся в профиле
Наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане обра
зовательных потребностей и запросов обучающихся и (или) их ро
дителей (законных представителей)
Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам (модулям)
учебного плана. Соответствие суммарного академического объема
рабочих программ академическому объему учебных планов
Соответствие содержания рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисци
плинам (модулям) требованиям ФГОС
Наличие программ воспитательной направленности3 и диагностиче
ского инструментария для мониторинга достижения личностных
образовательных результатов
Наличие плана внеурочной деятельности
Наличие рабочих программ и другой документации по направлени
ям внеурочной деятельности, их соответствие содержания заявлен
ному направлению
Наличие программы психолого-педагогического сопровождения
2.10 Наличие «дорожной карты» развития условий реализации ООП
соответствует
Имеется/не име
ется
Имеется/не име
ется
Имеется/не име
ется
Соответствует/не
соответствует
Имеется/не име
ется
Имеется/не име
ется
Имеется/не име
ется
Имеется/не име
ется
Имеется/не име
ется
3. Соответствие образовательной программы концепции развития ОО
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
Соответствие планируемых результатов освоения ООП запросу
участников образовательных отношений
Наличие материалов, подтверждающих учет потребностей участни
ков образовательных отношений при разработке части ООП, фор
мируемой участниками образовательных отношений
Отражение в пояснительной записке ООП особенностей континген
та ОО
Отражение в пояснительной записке к ООП специфики и традиций
образовательной организации, социального запроса потребителей
образовательных услуг
Наличие в системе оценки достижения планируемых результатов
аутентичных форм, методов оценки и измерительных материалов
Наличие в программах воспитательной направленности об
щешкольных проектов с краеведческим компонентом
Доля урочных мероприятий в программах воспитательной направ
ленности
Наличие в рабочих программ учебных предметов, курсов краевед
ческого компонента
Наличие в программах формирования/развития УУД мероприятий,
3 Конкретное наименование программы зависит от уровня ООП
Соответствует/не
соответствует
Имеется/не име
ется
Имеется/не име
ется
Имеется/не име
ется
Соответствует/не
соответствует
Соответствует/не
соответствует
Соответствует/не
соответствует
Имеется/не име
ется
Имеется/не име-
3.10
3.11
3.12
3.18
3.19
3.20
3.21
3.22
реализуемых при участии партнерских организаций
ется
Отношение количества рабочих программ курсов части учебного
Количество ед. на
плана, формируемой участниками образовательных отношений, к
одного обучаю
количеству обучающихся, осваивающих ООП
щегося
Наличие и количество индивидуальных учебных планов для обучающихся:
- по очно-заочной, заочной форме
Количество ед./не
имеется
- обучающихся на дому или получающих длительное лечение в са Количество ед./не
наторно-медицинских учреждениях
имеется
- с ОВЗ на основаниях инклюзии в классах с нормативно развива
Количество ед./не
ющимися сверстниками
имеется
- 8-9-х классов, реализующих индивидуальные проекты в рамках
Количество ед./не
профориентации
имеется
- профильных классов на уровне среднего общего образования
Количество ед./не
имеется
Наличие внешней экспертизы на план внеурочной деятельности
Имеется/не име
ется
Отношение количества рабочих программ курсов внеурочной дея
Количество ед. на
тельности к требованиям ФГОС к количеству обучающихся, осваи одного обучаю
вающих ООП
щегося
Наличие Программы формирования и развития УУД
Имеется/не име
ется
Наличие внешней экспертизы на Программу формирования и раз
Имеется/не име
вития УУД требованиям ФГОС
ется
Доля урочных мероприятий Программы формирования и развития
%
УУД в общем объеме программы в часах
Соответствие учебного плана ООП требованиям СанПиН
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Приложение 3
ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Единица
Показатели оценки предметных образовательных результатов
измерения
Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и
Чел./%
«5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности уча
щихся
Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по русскому языку
Балл
Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по математике
Балл
Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому языку
Балл
Средний балл ЕГЭ 11 -го класса по математике
Балл
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получив Чел./%
ших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по русскому языку, в общей
численности выпускников 9-го класса
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получив Чел./%
ших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по математике, в общей
численности выпускников 9-го класса
Численность/удельный вес численности выпускников 11 -го класса, полу
Чел./%
чивших результаты ниже установленного минимального количества баллов
ЕГЭ по русскому языку, в общей численности выпускников 11 -го класса
Численность/удельный вес численности выпускников 11 -го класса, полу
Чел./%
чивших результаты ниже установленного минимального количества баллов
ЕГЭ по математике, в общей численности выпускников 11 -го класса
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, не полу Чел./%
чивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности
выпускников 9-го класса
Численность/удельный вес численности выпускников 11 -го класса, не полу Чел./%
чивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности вы
пускников 11 -го класса
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получив Чел./%
ших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей чис
ленности выпускников 9-го класса
Численность/удельный вес численности выпускников 11 -го класса, полу
Чел./%
чивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей чис
ленности выпускников 11 -го класса
Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в
Чел./%
различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и призеров Чел./%
олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе:
- муниципального уровня;
Чел./%
- регионального уровня;
Чел./%
Чел./%
- федерального уровня;
- международного уровня
Чел./%
Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образова
Чел./%
ние с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей чис
ленности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образова
Чел./%
ние в рамках профильного обучения, в общей численности учащихся
Приложение 4
ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Критерии оценки метапредметных образовательных резуль
татов
Вид метапредметных
Уровень основно
образовательных ре
Уровень среднего
го
Уровень начального
зультатов
общего образова
общего образования
общего образова
ния
ния
Способность принимать и сохранять
цели учебной деятельности
Регулятивные УУД
Освоение способов
Умение самостоя
Способность и го
решения проблем
тельно планиро
товность к само
творческого и поиско вать пути дости
стоятельному по
вого характера
жения целей; осо
иску методов ре
знанно выбирать
шения практиче
наиболее эффек
ских задач, приме
тивные способы
нению различных
решения учебных и методов познания,
познавательных
в том числе для
задач
решения творче
ских и поисковых
задач
Умение планировать,
Умение соотносить Умение самостоя
контролировать и оце свои действия с
тельно определять
нивать свои учебные
планируемыми ре цели деятельности
действия
зультатами; кор
и составлять планы
ректировать планы деятельности; вы
в связи с изменя
бирать успешные
ющейся ситуацией стратегии в раз
личных ситуациях
Освоение начальных
Умение осознанно Владение навыка
форм познавательной и выбирать наиболее ми познавательной
личностной рефлексии эффективные спо рефлексии как осо
собы решения
знания совершае
учебных и позна
мых действий, гра
вательных задач
ниц своего знания
и незнания, новых
познавательных
задач и средств их
достижения
Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способность действовать в ситуациях неуспеха
Познавательные УУД
1)
Использование
ИКТ; применение зна
ково-символических
средств в учебных це
лях
2)
Смысловое чтение
(читательская грамот
ность); работа с инфор
мацией
3)
Логические опера
ции
Первичный опыт ис
пользования ИКТ и
применения знаково
символическими
средств при решении
учебных задач
Способность ис
пользовать знако
во-символических
средства в проект
ной деятельности и
(или)учебном ис
следовании
Опыт реализации
индивидуальных
проектов с исполь
зованием ИКТ и
применения знако
во-символических
средств для пре
зентации проекта
Умение самостоя
тельно работать с
разными источни
ками информации.
Умение искать ин
формацию, факты
в комбинирован
ных нелинейных
текстах, в т.ч. циф
ровых.
Владение навыком
написание текстов
различных типов и
стилей.
Устойчивый навык
анализа изобрази
тельновыразительных
средств языка
Умение определять
Первичное освоение
логических операций и понятия,создавать
действий (анализ, син обобщения, клас
сифицировать, са
тез, классификация)
мостоятельно вы
бирать основания и
критерии для клас
сификации, уста
навливать причин
но-следственные
связи, строить ло
гическое рассуж
дение, умозаклю
чение и делать вы
воды
Наличие опыта
критически оцени
вать и интерпрети
ровать информа
цию, получаемую
из различных ис
точников.
Владение приема
ми стилистической
вариативности.
Устойчивый навык
интерпретации
текстов; вычлене
ния актуального
текста и подтекста,
понимания автор
ской позиции.
Опыт создания ме
татекстов
Способность изме
нять познаватель
ные тактики и при
емы познаватель
ной деятельности в
зависимости от ее
текущих результа
тов.
Навык самооценки
уровня сформиро
ванное™ логиче
ских операций.
Умение анализи
ровать собствен
ную познаватель
ную деятельность
на этапе подготов
ки презентации
индивидуального
Первичные навыки по
иска, сбора и простей
шей обработки инфор
мации для решения
учебных задач.
Начальные знания о
типах и структуре тек
стов; опыт создания
текстов-описаний и
текстов- повествова
ний.
Умение определять
тему текста и отвечать
на вопросы по тексту
проекта
Знание и начальный
опыт выбора языковых
Коммуникативные УУД средств в соответствии
с целями коммуника
ции
Взаимодействие с
партнером, адекватная
оценка собственного
поведения
Активное исполь
зование речевых
средств в соответ
ствии с целями
коммуникации
Умение организо
вывать учебное со
трудничество со
сверстниками и
педагогами
Вариативное ис
пользование рече
вых средств в со
ответствии с целя
ми коммуникации
Умение продук
тивно общаться и
взаимодействовать
в процессе сов
местной деятель
ности, учитывать
позиции участни
ков деятельности
Готовность и способ
Готовность и спо
Готовность разре
ность формулировать и собность учиты
шать конфликты,
отстаивать свое мнение вать мнения дру
стремление учиты
гих в процессе
вать и координи
групповой работы
ровать различные
мнения и позиции
Способность осуществлять взаимный контроль результатов сов
местной учебной деятельности; находить общее решение
Приложение 5
МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ Диагностируемое
Показатель сформи Предмет
Оценоч
исполни
Перио
личностное каче
рованное™
мониторин ная про
тель
дичность
п ство
га по пока
цедура
/
зателю
п
1 Сформированность Готовность и спо
Количество встроен
Классный
В течение
личностных УУД
собность к смыслообучаю
ное
руководи
года, в
образованию и мо
щихся, де
наблюде тель
рамках
рально-этической
монстриру ние
классных
ориентации
ющих го
часов
товность и
способность
к смыслообразованию и
моральноэтической
ориентации
2 Сформированность Наличие ценностной Количество встроен
ПедагогЕжегодно,
активной граждан ориентации граж
обучаю
ное
психолог
в конце
щихся, де
ской позиции;рос данского выбора и
наблюде совместно
учебного
монстриру ние
владение обще
(или класс года
сийская идентич
ность
ственноющих нали
ный руко
чие ценно
водитель) с
политической тер
стей ориен
минологией
преподава
телем
обтации граж
данского
щественновыбора и
политических дис
владение
циплин
общественнополитической терми
нологией
ПедагогКоличество Опрос.
Освоение понятия
Встроен
психолог
российской иден
обучаю
ное педа
тичности. Принятие щихся,
гогиче
культурно
освоивших
ское
исторических прак
понятие
тик России
российской наблюде
идентично ние
сти и де
монстриру
ющих при
нятие культурноисторических прак
тик России
статисти Классный
Социально
Единицы
пуководикультурный опыт
портфолио, ческий
учет
тель
обучающихся
подтвер
ждающие
социально-
3
Готовность к про
должению образо
вания на профиль
ном уровне, к вы
бору профиля обу
чения
4
Готовность и спо
собность к само
развитию на основе
существующих
норм морали,
национальных тра
диций, традиций
этноса
культурный
опыт обу
чающегося
Понимание обучаю Количество статисти
ческий
щимися собственных обучаю
учет
щихся,
профессиональных
своевремен
склонностей и спо
но ознаком
собностей
ленных с
заключени
ем педагогапсихолога о
профессио
нальных
склонностях
и способно
стях обуча
ющихся
Освоение обучаю
щимися существу
ющих норм морали,
национальных тра
диций, традиций эт
носа
Опыт выполнения
обучающимися про
ектов, тематика ко
торых свидетель
ствует о патриотиче
ских чувствах обу
чающегося, его ин
терес к культуре и
истории своего
народа, ценностям
семьи и брака
Количество
обучаю
щихся, де
монстриру
ющих осво
ение содер
жания поня
тий: цен
ностная
ориентация,
нормы мо
рали, наци
ональная и
этническая
идентич
ность, се
мья, брак
Количество
обучаю
щихся,
имеющих
завершен
ные и пре
зентованные
проекты,
тематика
которых
свидетель
ствует о паториотических чув
ствах, его
интересе к
культуре и
истории
своего
Классный
руководи
тель
опрос
Педагогпсихолог,
классный
руководи
тель, учи
тель в рам
ках содер
жания ра
бочих про
грамм по
обществознанию и
(или) лите
ратуре
статисти
ческий
учет
Классный
руководи
тель
Первый
раз на эта
пе предпрофильной под
готовки
(по окон
чании
обучаю
щимися 78 классов).
Второй
раз - по
окончании
уровня
ООО.
Ежегодно,
в конце
года
5
Сформированность
культуры здорово
го образа жизни
Демонстрация куль
туры здорового об
раза жизни в среде
образования и соци
альных практиках
6
Сформированность
ценностного отно
шения к труду
Демонстрация ува
жения к труду как
способу самореали
зации
7
Сформированность
основ экологиче
ской культуры
Готовность обучаю
щихся к экологиче
ски безопасному по
ведению в быту
народа
стабиль
ность посе
щения заня
тий физиче
ской куль
турой. Со
кращение
пропусков
уроков по
болезни.
Соблюдение
элементар
ных правил
гигиены.
Уровень ак
тивности
участия в
трудовых
практиках, в
том числе в
качестве во
лонтера
Освоение
понятий
экологиче
ского со
держания.
Единицы
портфолио,
подтвер
ждающие
социально
культурный
опыт обу
чающегося
статисти
ческий
учет
Классный
руководи
тель
Ежегодно,
в конце
учебного
года
Отзыв
классного
руководи
теля
Классный
руководи
тель
Ежегодно,
в конце
учебного
года
Опрос.
статисти
ческий
учет.
преподава
тель биоло
гии сов
местно с
классным
руководи
телем.
Ежегодно,
в конце
учебного
года
Приложение 6
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО (ФЕДЕРАЛЬНОГО) ЭТАПОВ
ОЛИМПИАД (КОНКУРСОВ)
№
и/
п
1
2
3
4
5
6
Критерии
Показатели
Общее количество участников
муниципального этапа.
Положительное состояние дел,
если наблюдается стабиль
ность или прослеживается по
ложительная динамика
Результативность
Общее количество победите
участников муници
лей и призеров муниципаль
пального этапа олимпи
ного этапа. Положительное
ады
состояние дел, если наблюда
ется стабильность или про
слеживается положительная
динамика
Количество участников ре Общее количество участников
гионального этапа олимпиа регионального этапа.
Положительное состояние дел,
ды
если наблюдается стабиль
ность или прослеживается по
ложительная динамика
Результативность регио
Общее количество победите
нального этапа олимпиады лей и призеров регионального
по каждому предмету
этапа. Положительное состоя
ние дел, если наблюдается
стабильность или прослежива
ется положительная
динамика
Количество
участников Общее количество победите
заключительного
этапа лей и призеров заключитель
олимпиады по каждому ного этапа олимпиады.
Положительное состояние дел,
предмету
если школа имеет участников
заключительного этапа олим
пиады
Количество победителей и Общее количество победите
призеров заключительного лей и призеров заключитель
этапа олимпиады по каж
ного этапа олимпиады,
дому предмету
дел, если школа имеет призе
ров и победителей заключи
тельного
этапа олимпиады
Количество участ
ников муници
пального этапа
олимпиады
Источники информации
Приказ о проведении муници
пального этапа олимпиады
Муниципальный рейтинг по
результатам участия в олим
пиаде
Дипломы и сертификаты
обучающихся
Дипломы и сертификаты
обучающихся
Дипломы и сертификаты
обучающихся
Дипломы и сертификаты
обучающихся
Приложение 7
ОЦЕНКА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Единица
Группа условий
Критерии оценки
измерения
Численность/удельный вес численности педагогических работников,
Кадровые
имеющих высшее образование, в общей численности педагогиче
Чел./%
условия
ских работников
Численность/удельный вес численности педагогических работни
ков, имеющих высшее образование педагогической направленно
Чел./%
сти (профиля), в общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников,
которым по результатам аттестации присвоена квалификационная
категория, в общей численности педагогических работников, в том
Чел./%
числе:
- первая;
- высшая
Численность/удельный вес численности педагогических работни
ков в общей численности педагогических работников, педагоги
ческий стаж работы которых составляет:
Чел./%
- до 5 лет;
- свыше 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических и админи
стративно-хозяйственных работников, прошедших за последние три
года повышение квалификации по профилю профессиональной дея
Чел./%
тельности и (или) иной осуществляемой в образовательной организа
ции деятельности, в общей численности педагогических и админи
стративно-хозяйственных работников
Численность/удельный вес численности педагогических и адми
нистративно-хозяйственных работников, имеющих профессио
нальную переподготовку по профилю/направлению профессио
Чел./%
нальной деятельности или иной осуществляемой в образователь
ной организации деятельности, в общей численности педагогиче
ских и административно-хозяйственных работников
Численность/удельный вес численности педагогических работни
ков, своевременно прошедших повышение квалификации по осу
ществлению образовательной деятельности в условиях ФГОС
Чел./%
общего образования, в общей численности педагогических и ад
министративно-хозяйственных работников
Численность/удельный вес численности педагогических работни
ков, охваченных непрерывным профессиональным образованием:
Чел./%
- тренинги, обучающие семинары, стажировки;
- вне программ повышения квалификации
Численность/удельный вес численности педагогических работни
ков, реализовавших методические проекты под руководством
Чел./%
ученых или научно-педагогических работников партнерских ор
ганизаций
Численность/удельный вес численности педагогических работайЧел./%
ков, являющихся победителями или призерами конкурса «Учи
тель года»
Численность/удельный вес численности педагогических работни
ков, являющихся победителями или призерами региональных
конкурсов профессионального мастерства
Численность/удельный вес численности педагогических работни
ков, имеющих публикации в профессиональных изданиях на ре
гиональном или федеральном уровнях
Численность/удельный вес численности педагогических работни
ков, ведущих личную страничку на сайте 0 0
Количество педагогов-психологов в штатном расписании
Психолого
педагогические
Количество педагогов-психологов по совместительству
условия
Количество социальных педагогов
Доля педагогических работников с вмененным функционалом
тьютора в общем количестве педагогических работников
Доля мероприятий, курируемых педагогом-психологом в Про
грамме воспитания
Доля мероприятий, курируемых педагогом-психологом в Про
грамме формирования и развития УУД
Доля курсов внеурочной деятельности, разработанных при уча
стии (соавторстве) педагога-психолога в общем объеме курсов
внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности
Количество дополнительных образовательных программ на базе
0 0 , разработанных при участии (соавторстве) педагога-психолога
Наличие оборудованного помещения, приспособленного для ин
дивидуальных консультаций с обучающимися, родителями
Наличие оборудованных образовательных пространств для пси
хологической разгрузки; рекреационных зон
МатериальноКоличество компьютеров в расчете на одного учащегося
технические
Оснащенность учебных кабинетов (в соответствии с
условия
ФГОС/федеральными или региональными требованиями)
Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
- с обеспечением возможности работы на стационарных компьюте
рах или использования переносных компьютеров;
- с медиатекой;
- оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов;
- с выходом в интернет с компьютеров, расположенных в помеще
нии библиотеки;
- с возможностью размножения печатных бумажных материалов
Численность/удельный вес численности учащихся, которым обес
печена возможность пользоваться широкополосным интернетом
(не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся
Общая площадь помещений, в которых осуществляется образова
тельная деятельность, в расчете на одного учащегося
Учебно
Количество экземпляров учебной и учебно-методической литера
методическое и
туры в общем количестве единиц хранения библиотечного фонда,
информационное состоящих на учете, в расчете на одного учащегося
обеспечение
Количество экземпляров справочной литературы в общем количе-
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел.
Чел.
Чел.
Чел./%
Ед./%
Ед./%
Ед./%
Ед.
Имеется/не
имеется
Имеется/не
имеется
Ед.
Ед./%
Да / нет
Чел./%
Кв. м
Ед./%
Ед.
стве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете,
в расчете на одного учащегося
Количество экземпляров научно-популярной литературы в общем
количестве единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на
учете, в расчете на одного учащегося
Соответствие используемых учебников и учебных пособий феде
ральному перечню
Наличие общедоступного аннотированного перечня информаци
онных образовательных ресурсов интернета
Количество единиц электронных образовательных ресурсов, ис
пользуемых при реализации рабочих программ по предметам
учебного плана
Количество единиц цифровых программных продуктов, использу
емых при реализации плана внеурочной деятельности
Количество единиц цифровых программных продуктов, использу
емых для обеспечения проектной деятельности обучающихся
Соответствие структуры и содержания сайта требованиям статьи
29 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
Ед.
Соответствует/не соответ
ствует
Да/Нет
Ед.
Ед.
Ед.
Соответствует/
не соответству
ет
Приложение 8
Карта посещений уроков «Оценка деятельности учителя при подготовке к ГИА»
Дата__________ Предмет_____________________________________
Класс____ Педагог__________________________________________
Количество детей «Группы риска»____________________________
. Вовлечение учеников в учебную деятельность
Вывод:___________________________________________________________
2. Использование заданий из КИМов в содержании урока_________________
3. Тип заданий, используемых на уроке_________________________________
4. Дифференциация обучения
Наличие заданий для детей разного уровня обученности_____________ _ _
5. Обратная связь с учащимися
Применение диалоговых форм общения______________________Рефлексия.
Рекомендации:
Проверяющие:
Технологическая карта посещения урока в период адаптации
Аспект: «Реализация психолого-педагогических аспектов в обучении учащихся__класса
в период адаптации»
ФИО учителя____________________________________________________________
Класс___________________________________________________________________
Предмет_________________________________________________________________
Дата посещения___________________________________________________________
Тема урока_______________________________________________________________
Должность, ФИО посетившего урок________________________________________
Цель посещения:
диагностика выполнения учителем психолого-педагогических
требований к уроку в период адаптации
Оборудование урока: ТСО, иллюстрации, наглядные пособия, оформление доски
(ключевые моменты темы), выставки, др.
(нужное подчеркнуть) другое указать
Наличие обратной связи с обучающимися: карточки сигнальные и предметные, ди
дактический материал, таблицы, схемы, чертежи, учебные блоки и модули
(нужное подчеркнуть) другое указать
Программа наблюдений
I. О р га н и за ц и о н н о -п си х о л о г и ч е ск и й м о м ен т
1. Налаживание устойчивого положительного контакта с учащимися
2. Своевременность начала урока
3. Наличие организационного момента
4. Состояние дисциплины на уроке
II. У ч е т п с и х о ф и зи о л о г и ч е с к и х о с о б е н н о с т е й уч а щ и х ся
1. Учет времени активного внимания (15+5+8), для 5 кл~25 мин
2. Учет объема оперативной памяти на слух и при письме (количество
элементов, удерживаемых в памяти) (5+2)
3. Смена видов деятельности на уроке
4. Ориентация урока на ведущие виды деятельности:
а) применение игротехники на уроке
III. О р г а н и за ц и я в за и м о д ей ств и я
1 П е д а г о г а с д ет ь м и :
а) уровень педмастерства, культура, такт, внешний вид, речь учителя
б) наличие обратной связи с учащимися
в) обеспечение доброжелательного психологического климата
г) наличие индивидуальной работы с учащимися
д) отношение учащихся к учителю
2. У ч а щ и х с я д р у г с др у го м :
а) организация работы в парах
б) организация групповой работы
в) организация коллективной работы
IV . Р а б о т а н ад п с и х и ч е с к и м р а зв и ти ем
1. А к т и в и за ц и я р а зл и ч н ы х в и д о в пам яти:
а) образной
б) словесно-логической
в) двигательной
г) эмоциональной
д) зрительной
2. Р а зв и т и е сп о со б н о ст ей :
а) анализа и синтеза
б) классификации
в)сравнения
г) обобщения
д) логического мышления
е) самоконтроля
0
1
2
V. И т о ги у р о к а
1. Выполнение намеченного плана, степень достижения цели
2. Домашнее задание : объем, посильность, вариативность
3. Использование воспитательных возможностей оценки
4. Эффект последействия
Используемые педагогические технологии, в т.ч. здоровьесберегающие
Учебная мотивация: высокая, низкая, средняя
Сумма баллов:_____ Процент от максимального (62 б.):__
Оценка урока:___
/Оценка: «5» - 100-75%, «4» - 75-50%, «3» - 50-25%, «2» - 25% и ниже/
Выводы и предложения:_____________________________________________
Схема анализа урока по ФГОС,
Класс________
Предмет_______
Автор учебника
Тема урока____
1.
2.
3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
5.
5.1.
5.2.
53.
5.4.
6.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
6.5.
6.6.
Этапы анализа
Баллы
Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная,
Прослеживается ли реализация поставленных учителем целен урока?
Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая
последовательность и дозировка во времени, соответствие построения
урока его содержанию и поставленной цели.
Каким образом учитель тетечтжх .мотивацию изучения данной
темы (учебный материал)
Соответствие урока требованиям ФГОС:
Ориентация на новые образовательные стандарты.
Нацеленность деятельности на формирование УУД
Использование современных технологии: проектная,
исследовательская, ИКТ, др.
Содержание урока:
Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие
возрасти ым особа шостям
Соответствие содержания урока требованиям программы.
Связь теории е практикой, использование жизненного опыта учеников
с целью развития познавательной активности и самостоятельности.
Связь изучаемого материала е ранее пройденным материалом,
межпредметные связи.
Методика проведения урока:
Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка
проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.
Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной
и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение:
примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай»,
«перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий
поискового характера! «докажи», «объясни», «оцени», «сравни»,
«найди ошибку»)
Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и
характер самостоятельной работы.
Какие из перечисленных методов познания использует учитель
(наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.)
Применение диалоговых форм общения.
Создание нестандартных ситуаций при использовании знании
6.12.
учащ ихся.
Осуи|е€ТШ!:еиие обратной связи: ученик-учнгель.
С о ш н в с фршгшшиой*. груш ш вой и и щ щ н ш у ш м ю й работы.
Реализация ди ф ф ер еш ^ р ов ан н ого обучения. Наличие задании для
дет ей разного уровня (изученности.
Средства обучения. Ц елесообразность их использования в
соответствии с тем ой, этапом обучения.
И сподвзование наглядного материала: в качестве иллюстрирования,
.дня эмоциональной поддерж ки, д м реш ения обучаю щ их задач.
Наглядный материал избы точен, достаточен, ум естен, недостаточен.
Ф ормирование навыков самоконтроля и сам ооценки.
7.
Психологические основы урока:
7.L
УчЙт у ч н т ш см уровней актуального развития учащ ихся и зоны юс
бШйШйтиего. развития.
Реализация развивающ ей функции обучения. Развитие качеств:
восприятия, внимания, воображ ения, намята, мышления, речи.
Ритмичность урока; чередование м а т ер и м а разной степени трудности,
разнообразие ви дов учебной деятельности.
6.7,
6.8
63
cm .
ел.
72.
73.
7 .4.
Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы
урока.
1.
Домашнее задание: оптимальный объ ём , доступ н ость инструктажа,,
диф ференциация, представление права выбора..
9.
Н аличие элем ентов нового в педагогической деятельности учителя,
(отсутствия ш аблона)
Итого:
За каждый критерии ставятся баллы от 0 до 2: 0 - критерии отсутствует, 1 проявляется частично, 2- в полном объёме.
Схема 2
Ф р а г м е н т у р о к а : вилы
К а к и е р езу л ь т а т ы п р о л ем о и с т р и р о в а н ы в Ч то в с л ед у ю щ и й р аз
деятельности учащихся»
инас
универсальныхучебных действий
м о ж н о с д е л а т ь л у ч ш е?
задания и т.д.
(указан. группу н конкретные «иды
Проблемы в разамтиш
И с п о л ь зо в а н и е
действий):
- универсальных
те х н о ло ги й
П Рееу.ш т ивные. определять цель и
у ч е б н ы х Д Е Й С ТВ И Й
составлять план, действовать но плану.
деятсльаосшого i нш:
- предметных умений.
Проблемный д и а то.*
оценивать результат.
Другие проблемы
(проблемная ситуация.
А
П ознават ельны е: извлекать
выисодействия учителя
поиск решения.
информацию, перерабатывать ее (анализ.
н учеников, проявившие
применение нового и др.); ераанеиие. классификация...), представлять в данном фрагменте
Продуктивное чтение
а разных формах.
урока
(работа е текстом .то
О К ом м уникат ивны е: доносить свою
ч т е н и я , ВО В р е м я ЧЕСН И *.
полицию, понимать других (а т.ч.
после чтения)
вычитывать информацию, данную в явном и
Оцтинанис учебных
неявном виде - подтекст, концепт),
успехов (еамооценка по
сотрудничать.
алгоритму и др.)
■& Л ичност ны е: оценивать поступки,
объяснять нравственные оценки и мотивы,
самоопределят ься в системе ценностей
(подробнее ~ ем. табл. УУД).
Карта наблюдения внеурочного занятия
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Параметры
Дата проведения занятия
Класс
Учитель
Тема занятия
Соответствие темы интересам учащихся, их возраст
ным особенностям.
Заинтересованность учащихся в тематике
предлагаемого внеурочного мероприятия (вы
сокая, низкая)
Цель занятия
Направление внеурочной деятельности
(спортивно-оздоровительное, духовно
нравственное, общекультурное, общеителлектуальное, социальное)
Вид внеурочной деятельности (познавательная, иг
ровая, трудовая, досугово-развлекательная, спор
тивно-оздоровительная, художественное творче
ство, социальное творчество, проблемно- ценност
ное общение)
10. Форма проведения (практикум, кружок, экс
курсия, клубное занятие, научная конферен
ция и т.д.)
11. Обеспечены ли органическая, двусторонняя связь
урочной и внеурочной деятельности, приближен
ность к естественно мотивированной коммуника
ции, расширение урочной тематики.
12. Какие УУД формировались на занятии (личностные,
метапредметные, предметные)?
13. Какой уровень результатов внеурочной деятельности
достигнут?
Первый уровень результатов—приобретение школьником
социальных знаний
Второй уровень результатов — получение школьником
опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества
Третий уровень результатов — получение школьником
опыта самостоятельного
общественного действия
14 Предложение и замечания
Проверяющий занятие
Педагог
Показатели