учебный план АООП ИН (вариант 1) 2025-2026

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
(МАОУ СОШ № 17)

Выписка
из адаптированной основной общеобразовательной программы
образования с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)

Учебный план

Выписка верна

Директор

2025 г.

С.Н. Буркова

Организационный раздел АООП ИН (вариант 1)
4.1. Учебный план и план внеурочной деятельности для 1 - 4 классов.
Учебный план школы разработан на основе Федерального учебного плана
образовательных организаций Российской Федерации, реализующих АООП ИН
(вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
Учебный план школы— документ, который определяет перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения
учебных предметов, курсов, иных видов учебной деятельности и, формы
промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план для 1-4 классов обучающихся по 1 варианту
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
школы, разработан в соответствии с нормативными документами.
Учебный план рассчитан на 4-летний нормативный срок освоения
образовательных программ начального общего образования (1-4 классы).
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели, во 2 4 классах - 34 учебные недели. В целях облегчения процесса адаптации детей
к требованиям школы в 1-х классах применяется «ступенчатый» режим учебных
занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре, октябре - 3
урока по 35 минут каждый; в ноябре, декабре - 4 урока по 35 минут каждый; со
второго полугодия (январь-май) - 4 урока по 40 минут каждый.
Продолжительность урока для 1-4 классов - 40 минут. Обучение в 1 классе
проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Для обучающихся 1 класса организуются дополнительные каникулы в середине
третьей четверти. В соответствии со статьей VI «Гигиенические нормативы по
устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» СанПиН 1.2.3685-21 количество часов,
отведённое на освоение учебного плана, не превышает в совокупности величину
недельной образовательной нагрузки: в 1 классах - 21 час, во 2 - 4 классах - 23
часа.
Продолжительность учебной недели: 5-дневная.
Образовательная
недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, объем
максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для 1-х классов - не более четырех уроков в день и 1 раз в неделю 5 уроков
при включении в расписание уроков 3-х уроков физической культуры в неделю.
- для 2-4 классов - не более пяти уроков.
Для предупреждения переутомления в течение недели для обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
имеется

облегченный учебный день (среда-четверг).
Начало занятий в 08 часов 00 минут.
Расписание уроков составляется отдельно для уроков и внеурочной
деятельности. Внеурочные занятия, по возможности, планируются на дни с
наименьшим количеством обязательных уроков. Учебный план определяет
общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования,
требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также
выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование основ учебной деятельности, элементарного усвоения
образовательных областей в соответствии с психофизическими возможностями
обучающихся;
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также
его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть
предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех
учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко
выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в
учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме
этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития
обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Обязательная часть состоит из 6 предметных областей: язык и речевая
практика, математика, естествознание, искусство, физическая культура, труд
(технология). Задача общеобразовательных предметов и трудового обучения
заключается в обеспечении обучающихся тем уровнем знаний, умений, навыков,
которые необходимы для их успешной адаптации.
Учебный план для 1-4 класса 1 вариант включает 9 обязательных учебных
предметов: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и
человека, музыка, рисование (изобразительное искусство), адаптивная физическая
культура, труд (технология), в процессе усвоения которых обучающиеся

достигают уровня элементарной грамотности, овладевают навыками общения,
культуры поведения. Обучение общеобразовательным предметам имеет
практическую направленность, принцип коррекции является ведущим,
учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт
характера и всей личности в целом, которые должны помочь обучающимся стать
полезными членами общества.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных
потребностей,
характерных
для
данной
группы
обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает: увеличение учебных часов,
отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части :
«Мир природы и человека» (2-4 классы, 1 час) позволяет усилить
коррекционную направленность образовательного процесса, способствует
процессу адаптации обучающегося к социально-экономическим условиям
жизни.
«Русский язык» (2-4 классы, 2 часа) позволяет повысить уровень
общего и речевого развития обучающихся и использовать коммуникативные
навыки для решения практико-ориентированных задач
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением
о текущем контроле успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся в сроки, установленные календарным учебным графиком
школы. В 1 классе промежуточная аттестация не проводится.
Формы проведения промежуточной аттестации
Форма промежуточной аттестации
Учебный
предмет, Класс
учебный курс
I. Обязательная часть учебного плана
Среднее
арифметическое
результатов
Русский язык
2-4
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных работ
Среднее
арифметическое
результатов
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных работ
Среднее
арифметическое
результатов
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных работ

Чтение

2-4

Речевая практика

2-4

Математика

2-4

Среднее
арифметическое
результатов
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных работ

Мир природы и человека

2-4

Среднее
арифметическое
результатов
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных работ

Рисование
(Изобразительное
искусство)
Музыка

2-4

Среднее
арифметическое
результатов
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных работ
Среднее
арифметическое
результатов

2-4

накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных работ
Среднее
арифметическое
результатов
2-4
Труд (Технология)
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных работ
Среднее
арифметическое
результатов
2-4
Адаптивная физическая
накопленных текущих оценок и результатов
культура
выполнения тематических проверочных работ
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2-4
Среднее
арифметическое
результатов
Русский язык
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных работ
2-4
Среднее
арифметическое
результатов
математика
накопленных текущих оценок и результатов
выполнения тематических проверочных работ
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная
деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие
направления внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность представлена в учебном плане следующим
образом:
-коррекционно-развивающая область- 6 часов в неделю представлена
коррекционными занятиями: логопедические занятия, психокоррекционные
занятия (развитие психомоторики и сенсорных процессов), ритмика;
- внеурочная деятельность по направлениям 3,5 часа в неделю.

Учебный план 1 классов, начавших обучение в 2025-2026 учебном году (33 недели)
П редм етн ая область

У ч ебн ы е п р едм еты , курсы
I.

Русский язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Искусство
Физическая культура
Технология

2025-26
1В

2026-27
2В

2027-28
ЗВ

2028-29
4В

В сего

О бя зател ь н ая часть

Русский язык
Чтение
Речевая практика
Математика
Мир природы и человека
Музыка
Рисование (изобразительное искусство)
Адаптивная физическая культура
Труд(Технология)

3
3
2
3
2
2
1
3
2

4
2
4
1
1
1
3
1

3
4
2
4
1
1
1
3
1

3
4
2
4
1
1
3
1

12
15
8
15
5
5
4
12
5

21

20

20

20

81

653
680
II. Ч асть , ф ор м и р уем ая у ч а стн и к а м и обр азов ател ь н ы х отн ош ен и й

680

680

2693

2
1
23
23

2
1
23
23

2
1
23
23

6
3
90
90

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

К ол и ч еств о часов в неделю
К ол и ч еств о часов в год

Русский язык
Мир природы и человека

-

-

Нагрузка при 5-дневной учебной неделе
Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дн учебной неделе

21
21

1

В н еур оч н ая дея тел ь н ость

Информационно-просветительское направление
Курс «Разговоры о важном»
Курс «Орлята России»

1
1

1
1

Коммуникативное направление
Курс «Тропинка в профессию»

1

1

Спортивно-оздоровительное направление
Курс «Мир подвижных игр»
К ол и ч еств о часов в неделю

0,5
3,5

0,5
3 ,5

У ч ебн ы й план 1 классов, н ач ав ш и х обуч ен и е в 2 025-2026 уч ебн ом году (33 н едели)
К ор р ек ц и он н о-р азв и в аю щ ая обл асть

Психологическая коррекция
Логопедическая коррекция
Ритмика
Дефектологическая коррекция
К ол и ч еств о часов

1
3
1
1
6

-

-

-

-

1
1
2
1
5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».