21.03.2024
21 марта 2024 года во всех субъектах России пройдет Всероссийское родительское собрание, посвященное единой модели профориентации школьников.
Всероссийское родительское собрание «Россия — мои горизонты» состоится в каждом классе, где реализуется профминимум.
Добрый день! Мы приветствуем всех участников родительского собрания!
Сегодня речь пойдет о том, для чего нужна профориентация, познакомимся с её инструментами, узнаем, какова роль родителей в профориентации, как родителю говорить с ребёнком о профессиях и вообще строить доверительный диалог. Вас ждёт много полезной информации и практических советов. А сейчас внимание на экран.
https://disk.yandex.ru/i/HuJlwVBdIB3Xgw
Конечно, многие вещи к нам приходят с опытом и взрослением, и нашим детям тоже предстоит пройти свой путь. Но если мы сможем их грамотно подготовить к этому пути, то дорога будет намного легче. Ведь профориентация не сводится к тому, чтобы ответить на вопросы: какую профессию выбрать и куда пойти учиться. Её возможности намного шире.
Давайте познакомимся с тем, как сегодня работает система профориентации в России.
https://disk.yandex.ru/i/1hfHcfoMR3NbzQ
Еженедельно в школах всей страны проходят занятия в рамках курса «Россия — мои горизонты». Этот курс введён для всех, кто учится в 6-11 классе. Курс «Россия — мои горизонты» включает 34 занятия в год, то есть они проходят раз в неделю. Занятия охватывают важнейшие отрасли страны: промышленность, цифровые технологии, медицину, инженерное дело, аграрный сектор, образование и другие.
Как вы думаете, насколько важна роль родителя в профориентации? Как родители могут помочь в процессе профориентации?
https://disk.yandex.ru/i/FfA9c6fkISevvA
Давайте послушаем: что бы дети сказали вам, своим родителям?
https://disk.yandex.ru/i/qJILOJ4lw6sBRg
Но как правильно поддержать ребёнка? Как высказать свои опасения так, чтобы ребёнок не закрылся и не перестал проявлять инициативу? Как говорить с теми ребятами, кто не настроен на диалог? А может быть, вы сами не готовы или сомневаетесь в эффективности таких бесед, да и профориентации в целом? В рамках единой модели профориентации уже существует отдельный блок, разработанный специально для родителей. В нём есть множество полезных инструментов
Итак, главные 5 советов родителям:
1. Интересуйтесь мнением ребёнка, безоценочно и искренне
2. Расскажите ребёнку о своём пути
3. Пользуйтесь ресурсами проекта «Билет в будущее»
4. Выбирайте образование вместе с ребёнком, а не вместо ребёнка
5. Помните, что профессиональный выбор — это самая увлекательная задача в жизни
Как построить диалог с ребёнком о профориентации?
В этом возрасте дети интересуются модными и яркими профессиями. Они формируют свою картину профессионального взрослого мира, сопоставляют с профессиями хорошо знакомые им школьные предметы. И, конечно, пробуют новые увлечения и ищут свои хобби.
· Для начала этого разговора важно понять, волнуют ли ребёнка вопросы выбора будущей профессиональной жизни, и если да, то какие именно.
· Если ребёнка пока что не интересуют эти вопросы, то можно при случае спросить его о том, хотел ли бы он заниматься чем-то подобным тому, что делает понравившийся ему герой вместе просмотренного фильма или какой-либо интересный знакомый. Также можно время от времени спрашивать, хотел ли бы он на постоянной основе решать жизненные задачи, с которыми он уже столкнулся в жизни, книге, фильме.
· Вместе с ребёнком можно смотреть фильмы и обсуждать их вместе. Даже его любимая компьютерная игра может стать поводом для разговора о профориентации. Например, можно обсудить, кто из героев (фильма, игры, книги) нравится ребёнку больше всего и почему. Можно порассуждать на следующие темы: «Что герой делал правильно, а что нет?», «Как бы ты поступил на его месте?», «Что ты узнал нового?», «Вот герой работает в офисе. А ты бы хотел(а) работать в офисе постоянно?», «Каким ты видишь своё место работы?» Таким образом, родители могут предложить своему ребёнку смоделировать образ будущего и вместе пофантазировать: «Кем ты видишь себя через 10 лет?»
· Важно серьёзно относиться ко всем мыслям и суждениям, которые высказывает ребёнок, не высмеивать их, даже если они кажутся взрослому очень необоснованными, поверхностными, далёкими от реальности.
· В этом возрасте особенно важно увлечь ребёнка миром профессий и его разнообразием, чтобы создать у него общую картину того, чем и как можно заниматься в современном мире. Можно привлечь к рассказам о профессиях родственников и друзей, людей из близкого круга.
· Родитель может помочь ребёнку в выборе увлечения, хобби, дополнительного образования. При этом важно ориентироваться на интересы и склонности ребёнка. Чтобы выявить их, подойдут следующие действия:
Наблюдение за собой. Можно составить список вопросов, на которые ребёнок сможет честно ответить для себя:
· какие качества я считаю лучшими в себе?
· что я умею лучше других?
· какие предметы в школе мне удаются?
· какие предметы мне интересны?
· в какой момент времени я чувствую себя абсолютно счастливым(ой)?
· в какой ситуации я чувствую себя комфортно?
· какие виды деятельности в школе мне не нравятся?
· какие профессии мне могли бы подойти?
Сбор мнения окружающих. На вопросы из списка для самонаблюдения можно попросить ответить близких (родителей, родственников) и друзей. Это поможет ребёнку сложить более объективную картину о себе.
Посещение новых дополнительных занятий и включение в новые коллективы. Такой способ помогает ребёнку «выйти из зоны комфорта» и открыть новые стороны своей личности, лучше узнать себя, сформировать новые интересы и круг знакомых.
Как поддержать ребёнка, если вам не нравится выбранная им профессия?
· Если родитель в корне не согласен с подростком — он может высказать своё мнение, привести аргументы, попросить подростка обосновать его мнение, но доверие возможно лишь в случае, если подросток может свободно высказать то, что он думает, и почувствовать, что родители слышат его даже тогда, когда не согласны с ним.
· Важно выяснить отношение подростка к этой ситуации: что он считает для себя важным, как он понимает ваши аргументы за или против той или иной специальности.
· Если вы настаиваете на выборе конкретной специальности, стоит выяснить, нет ли у ребёнка ощущения безысходности, представляет ли он себе какие-то альтернативы и если да, то в какой временной перспективе. Важно помочь ему определить, на что он может повлиять в данной ситуации, а на что — пока не может; что именно он способен сделать уже сейчас, чтобы в будущем иметь больше возможностей определять своё будущее.
· Родителю важно понять, связаны ли его установки с серьёзными социально-экономическими ограничениями семьи, которые подросток должен осознавать, чтобы не строить воздушных замков? В частности, должен ли подросток обязательно получить профессию в том регионе, где он живёт, есть ли у него какие-либо материальные обязательства перед родителями в будущем? Эти вопросы позволяют очертить сферу ограничений, возможностей и ответственности подростка вместе с ним.
· И родителю, и самому ребёнку важно хорошо понимать интересы и сильные стороны ребёнка, важные при совершении профессионального выбора. Родители могут поделиться с подростком своим мнением о нём. При этом важно дать подростку возможность откликнуться на эту обратную связь, сформировать собственное отношение к подобным суждениям родителей. Если оценки не совпадают, необходимо ненавязчиво выявить причину разных взглядов на сильные стороны подростка (что важно для коррекции его завышенной или заниженной самооценки), а также соотнести выделенные сильные и слабые стороны или интересы подростка с успехами в школьном обучении и результатами профориентационного тестирования. Наличие подобных соответствий или противоречий позволит подростку более осознанно относиться к профессиональному выбору.
· Важно принять, что каждый человек уникален и выбирать профессию важно, ориентируясь, в первую очередь, на свои интересы, способности и особенности характера. Рынок постоянно меняется. Но если молодому человеку интересно развиваться в любимой профессии, он будет востребован как специалист и всегда найдёт своё дело.
Как рассказывать ребёнку о своём профессиональном пути?
· Важно говорить (а ещё лучше — показывать на собственном примере), что профессиональный труд может и должен приносить удовлетворение и радость, причём не только себе, но и всему обществу, и важно понимать, ради чего стоит трудиться.
· Родитель может рассказывать о своей работе в реалистичном ключе: упоминать о том, что ему нравится в профессии, что не нравится, делиться смешными историями, историями успешного выполнения профессиональных задач на доступном ребёнку языке.
· Можно поделиться имеющимся в семье опытом профессионального самоопределения (в одном поколении или даже в нескольких). Это может дать подростку важнейшую точку отсчёта или набор альтернатив. Например, родитель может проанализировать основания своего собственного профессионального выбора и передать ребёнку свою оценку: какими основаниями выбора стоит руководствоваться (а какими — нет), каких ошибок необходимо избегать, в чём различие и многообразие опыта разных членов семьи, какие изменения претерпел мир профессий в современном мире.
· Ценно, если родители поделятся собственным опытом: какие возможности и благодаря чему открывались им уже после выбора профессии, с какими рисками они сталкивались, какие решения принимали, как формировалась их профессиональная позиция, был ли у них опыт профессиональной переподготовки и чем он был вызван. Важно провести различие между карьерным ростом, определяющим социальную успешность, и интересом собственно к профессии, к совершенствованию профессионального мастерства.
Что делать, если ребёнок даже слышать не хочет о профориентации?
· За такой ситуацией может скрываться несколько проблем подростка, которые важно выявить: или страх неопределённости, или неловкость от того, что он/она не может ясно выразить своё мнение по поводу выбора профессии, или фатализм: вера в то, что его/её выбор ничего не решает, или безразличие, т.к. все профессии воспринимаются как одинаково безликие и неинтересные. Родитель, со своей стороны, может предложить только свою заинтересованность и диалог. Такой подход можно назвать «системой заботливых вопросов», в которых ясно видна доброжелательность родителя, понимание, что решение должно быть за подростком, отсутствие давления. В этом случае лучше всего обратиться к специалистам (психологам-профконсультантам), а также посмотреть рекомендации для родителей в общедоступном разделе портала «Билет в Будущее».
· На самом деле, подростки не могут не думать о своём будущем, однако они боятся неизвестного и неопределённого будущего, поэтому стараются не концентрировать своё внимание на этих негативных мыслях. В контексте школьного обучения они привыкают, что им транслируют чужое знание, которое они должны усвоить. Ситуация профориентации предполагает обратную позицию: подросток должен самостоятельно (или с некоторой помощью) разобраться в неизвестном, совершить выбор жизненного пути и взять на себя за это ответственность. Поэтому, если кажется, что ребёнка не волнует будущее, скорее всего, в этом случае нужно рассказать, что профессиональная самореализация в идеале приносит множество выгод и ему и окружающим, а затем предложить ему вместе разобраться в карьерных перспективах.
Для чего нужна профориентация, если ребёнок уже сделал свой профессиональный выбор (выбрал ту или иную профессию)?
· Стоит помнить, что профориентация не сводится к выбору конкретной сферы деятельности или профессии — это полноценная система знаний о современном рынке труда, который постоянно меняется, целый спектр полезных навыков и компетенций, которые пригодятся любому специалисту. К тому же последние десятилетия на рынке труда заметна тенденция к пересечению профессиональных направлений, когда человек со всеми его разносторонними талантами становится успешен и получает востребованность как мастер своего дела именно потому, что у него есть знания и навыки из разных областей.
Зачем ребёнку в школе тратить лишнее время на профориентацию?
· Многие обучающиеся привыкают получать знания и впитывать готовую информацию. Это значит, что навык активного поиска и принятия самостоятельного решения у них может быть не сформирован должным образом. А в период выбора профессии, вуза, колледжа, направления подготовки и т.д. необходим навык самостоятельного и осознанного выбора. Все мероприятия системы профессиональной ориентации направлены на формирования такого навыка. Важно подготовить подростка к профессиональному самоопределению — научить его подходить к выбору профессионального будущего осознанно, узнавая о профессиях, выстраивая свою индивидуальную образовательно-профессиональную траекторию с учётом собственных интересов, возможностей и способностей. Это позволит и детям, родителям в будущем сберечь много сил, времени, а иногда и денег.
Разве ребёнок способен самостоятельно определиться с профессией в возрасте 14–15 лет?
· Этот стереотип выливается в чрезмерное давление в процессе выбора или же выбор за подростка (к такой ситуации относится и «династийная» профориентация). Например, родитель говорит, что ребёнок ещё мал для самостоятельного выбора, а сам родитель точно знает, какая специальность подходит подростку (либо что в семье выросло уже несколько поколений представителей определённой профессии, поэтому подростку обязательно нужно продолжить «династию»).
· На самом деле, профориентация учитывает все этапы развития ребёнка, и на каждой стадии позволяет получить доступную, интересную и понятную ему информацию о мире профессий. Родителям стоит помнить, что профессиональное самоопределение будет более качественным, если подростком будет принято самостоятельное и осознанное решение. Оно чаще приводит к успеху в профессиональной самореализации. Таким образом, своё решение для человека будет всегда ценнее, чем то, что выбрали за него другие. Во-вторых, любая безальтернативность лишает человека мотивации и активности. Даже в «династийной» профориентации важно, чтобы подросток самостоятельно выбрал идею поддержки династии среди других возможных вариантов.
Как понять, что выбранная ребёнком профессия перспективна и не исчезнет к завершению образования?
· С очень высокой вероятностью любая профессия трансформируется. Специалисты, как правило, продолжают обучение в профессии, доучиваются и переучиваются, совершенствуются. Будьте готовы тоже развиваться, если выбранная профессия вас действительно интересует. Просчитать все возможные варианты развития событий нельзя. Мир профессий, рынок труда, рынок образовательных услуг, экономическая и политическая ситуация в стране и мире, семейные и личные обстоятельства вносят постоянные корректировки в планы по самореализации подростка. Тем не менее, планируя и предпринимая активные действия в каком-либо направлении, человек может уменьшить неопределённость и неизвестность вокруг себя, а значит — в результате преуспеть.
Как быть, если я считаю профессию, выбранную ребёнком, неприбыльной?
· Сегодня многие родители подталкивают ребёнка к получению экономических или IT-специальностей, потому что беспокоятся о будущем подростка и считают, что такие специалисты будут востребованы всегда. Но важно понять, что «беспроигрышных», «идеальных» профессий не бывает. Каждый человек уникален и выбирать профессию важно, ориентируясь, в первую очередь, на свои интересы, способности и особенности характера. Рынок труда изменится, это происходит постоянно, но если молодому человеку интересно развиваться в любимой профессии, он всегда останется востребован как специалист и всегда найдёт своё дело.
· В этом вопросе также стоит проработать с ребёнком установку о важности достижения высокого заработка любой ценой, задавая следующие вопросы: «Какие трудности испытывает человек, который много зарабатывает, но занимается нелюбимым делом?», «Какие трудности ждут человека, который занимается любимым делом, но зарабатывает мало?» На эти вопросы нет однозначных ответов, но само их обсуждение позволяет и детям, и родителям лучше понять свои критерии выбора той или иной профессии, а ещё — их совпадение или отличие от ценностей других членов семьи.
Что делать, если ребёнок не поступит в выбранный колледж или вуз?
· Часто родители настаивают, что подростку необходимо поступить в вуз, а в случае «непоступления» жизнь молодого человека будет разрушена. К сожалению, данная установка приносит только негативный настрой, повышает уровень стресса старшеклассника и отрицательно сказывается на профориентации. К одной и той же профессии можно прийти разными путями, и если не получилось поступить в вуз, то стоит попробовать колледж. Можно взять паузу и попробовать поработать в выбранной области, устроиться на стажировку в компанию, чтобы лучше разобраться в профессии. Ничего страшного не случится, если подросток пропустит год обучения. Даже наоборот: он сможет лучше определиться со своими желаниями и приоритетами в жизни.
А что делать, если ребёнок ошибётся в выборе профессии?
· Как подростки, так и родители волнуются о том, как сложится будущее молодого человека. Да, выбор профессии в подростковом возрасте очень важен, но не стоит стращать подростка идеей, что обратной дороги не будет. Излишний стресс не поможет подростку сделать более правильный выбор. Шансов изменить направление движения будет ещё много. Сегодня нормальной может считаться ситуация, когда в течение жизни человек меняет профессиональную сферу несколько раз.
А напоследок мы предлагаем вам, дорогие родители, посмотреть ролик от самих детей, чтобы узнать, а какие слова от вас они хотели бы услышать?
https://disk.yandex.ru/i/0dXW6mvnSrWKtQ
Спасибо! Дорогие родители, нам предстоит большая, грандиозная работа. Но вместе мы обязательно поможем нашим детям найти свой путь в жизни и определиться в мире профессий. Помните, что ответы на свои вопросы вы можете самостоятельно найти на ресурсах курса «Россия — мои горизонты».
На сайте https://bvbinfo.ru/for-parents
Этот ресурс позволяет родителям получить информацию о профессиях, ответить на самые популярные вопросы по профориентации и начать процесс профессионального самоопределения легко и интересно.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.03.2024
Дата обновления: 21.03.2024
Дата публикации: 21.03.2024