Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17» (МАОУ СОШ № 17) Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности «Орлята России» Рабочая программа внеурочной деятельности «Орлята России» разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС НОО и реализуется 2 года с 1 по 2 класс.1 Рабочая программа разработана группой учителей в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителем в МАОУ СОШ № 17 по внеурочной деятельности «Орлята России». Рабочая программа внеурочной деятельности «Орлята России» является частью основной образовательной программы начального общего образования, определяющей: - содержание; - планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные); - тематическое планирование с возможностью использования ЭОР/ЦОР. Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения учителей начального уровня образования и согласована заместителем директора по УР, заместителем директора по ВР МАОУ СОШ № 17. 31.08.2023 1 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте 05.07.2021 г. № 64100) МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Управление образования администрации города Березники МАОУ СОШ № 17 РАССМОТРЕНО на методическом объединении протокол «__» ___2023г. № СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УР_______О.Р. Аптекова УТВЕРЖДАЮ директор ___________ С.Н. Буркова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России» для обучающихся 1-2 классов Березники 2023 Содержание Тема Трек «Орлёнок – Эрудит Трек «Орлёнок – Доброволец » Содержание Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельнос ти становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации. Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтѐр», «волонтѐрское движение». Кол-во занятий 1 класс 5 5 Кол-во занятий 2 класс 9 9 Формы Просмотр мультфильма; решение ребусов, кроссвордов, загадок; танцевальный флешмоб; диалог с детьми; работа в парах; прослушивание песни или просмотр мультфильма; анализ рассказа; танцевальный флешмоб. участвуют в игре; решение кейсов; создание «Классного кругадобра»; танцевальный флешмоб. обсуждение Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня Трек «Орлёнок – Мастер» волонтѐра. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ѐлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена вопросов; мероприятия на сплочение не только для детей, но и для родителей. 5 9 прослушива ние стихотворе ния; просмотр мультфиль ма; обсуждение вопросов; изготовлени е оригами; отгадывани е загадок; деление на группы; реализация идей по украшению класса/клас сной ѐлки; знакомство систорией новогодних игрушек. Трек «Орлёнок – Спортсмен » Трек «Орлёнок – Хранитель » для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителеймастеров своего дела, краеведческих музеев и пр. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. В рамках трека происходит ценностноориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к 5 9 танц.зарядка; введение образа ЗОЖика; работа в парах. весѐлая физкультмину тка обсуждение вопроса встреча с ЗОЖиком танцевальная зарядка анализ/допол нениеправил подвижных игр 5 9 обсуждение вопросов; просмотр презентации, старых фотографий; работа в паре; просмотр видео о культурных и своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моѐ дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы Трек «Орлёнок – Эколог» – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников. Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении исторических ценностях региона/страны ; историческое фотографирова ние. пение в караоке; участие в игрепутешествии. 5 9 словесная игра; работа в парах; работа с визуальным образом; подвижная игра; Трек «Орлёнок – Лидер» поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр. Трек является завершающим в учебном году, подводящим итоги участия первоклассников в Программе. Основными задачами являются оценка уровня сплочѐнности класса, приобретѐнных ребѐнком знаний и опыта совместной деятельности в классе как коллективе. 5 9 участие в игре; прослушивание песни/просмотр мультфильма; обсуждение результатов; танец; проведение игры; проведение социометрии. Планируемые результаты Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях. По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник: ● понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаѐт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаѐт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста; ориентирован на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаѐт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду); ● применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаѐт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний); ● демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке). Тематическое планирование 1 класс Тема Кол-во часов «Мы будем друзьями в классе» «Волшебные слова дружбы» «Правила настоящих друзей» «Эрудит – это…» «Встреча с интересным эрудитом – книгой» «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно» «Совместное родительское собрание «Наша забота!» «Доброволец – это доброе сердце» «Мастер – это…» «Мастерская Деда Мороза …» «Класс мастеров» «Классная ѐлка» «Новогоднее настроение «Утро мы начнѐм с зарядки» «Сто затей для всех друзей «Весѐлые старты» «Самые спортивные ребята моей школы» «Азбука здоровья» 1 1 1 1 1 «Орлѐнок-Хранитель исторической памяти» «История школы – моя история» 1 «Поход в музей» 1 «Историческое чаепитие» 1 «ЭКОЛОГиЯ» «Каким должен быть настоящий эколог?» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ЦОР https://orlyatarussia.ru / «В гости к природе» «Мы друзья природе» «Орлята-экологи» «Лидер – это…» 1 1 1 1 1 «Я хочу быть лидером!» «С командой действую!» «Как становятся лидерами?» «Мы дружный класс» Итого: 1 1 1 33 2 класс Тема «Вводный Орлятский урок» «Лидер-это… Я могу быть лидером!» «Как стать лидером?» «Кто такой эрудит?» «Я-эрудит, а что значит…» «Развиваемся, играя!» «Могу быть изобретателем» «Мастер-это…» «Мастерами славится Россия» «От идеи – к делу» «Город Мастеров» «Путь в мастерство» «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно» «КТД Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» «КТД Братья наши меньшие» «Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!» «О спорт, ты – мир!» «Готовимся к спортивным состязаниям» «Быстрее! Выше! Сильнее!» «Азбука здоровья» Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ЦОР https://orlyatarussia.ru/ «Экология» «Каким должен быть настоящий эколог?» «Восхищаемся красивым миром» «Орленок-Хранитель исторической памяти» «Хранитель семейных традиций» «Я храню традиции семьи, а, значит, и традиции страны» «Кодекс Орлѐнка – Хранителя» «Знать, чтобы хранить» «Историческое чаепитие» «Расскажи мне о России» «Я – хранитель, мы – хранители» «Подведение итогов участия в программе» Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34