курс вд функциональная грамотность 1-4 кл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
(МАОУ СОШ № 17)
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС НОО и
реализуется 4 года с 1 по 4 класс.1
Рабочая программа разработана группой учителей в соответствии с
положением о рабочих программах и определяет организацию
образовательной деятельности учителем в МАОУ СОШ № 17 по внеурочной
деятельности «Функциональная грамотность».
Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» является частью основной образовательной программы
начального общего образования, определяющей:
- содержание;
- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
- тематическое планирование с возможностью использования ЭОР/ЦОР.
Рабочая программа обсуждена и принята решением методического
объединения учителей начального уровня образования и согласована
заместителем директора по УР, заместителем директора по ВР МАОУ СОШ
№ 17.
31.08.2023

1

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте 05.07.2021 г. №
64100)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации города Березники
МАОУ СОШ № 17

РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
протокол «__» ___2023г. №

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
по УР_______О.Р. Аптекова

УТВЕРЖДАЮ
директор
___________ С.Н. Буркова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для обучающихся 1-4 классов

Березники 2023

Содержание программы 1 класс (33 часа)
№
п/п

1

Раздел

Читательская
грамотность

Кол-во
часов

Содержание

1

В. Бианки. Лис и мышонок.

1

Русская народная сказка. Мороз
и заяц.

1
1

Формы
внеурочной
деятельности

В. Сутеев. Живые грибы.

1

Г.
Цыферов.
солнышко.

Петушок

1

М. Пляцковский. Урок дружбы.

1

Русская народная сказка. Как
лиса училась летать.

и

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Е. Пермяк. Четыре брата.

2.

Итого

7

Математичес
кая
грамотность

1

1
1
1

Про курочку рябу, золотые и
простые яйца.

Библиотечные
уроки;

Про козу, козлят и капусту.

Деловые беседы;

Про петушка и жерновцы.

Участие в научноисследовательских
дискуссиях;

Как петушок и курочки делили
бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.

1

Про Машу и трех медведей.

1

Про медведя, лису и мишкин
мед.

1
Итого
3.

Креативное
мышление
Итого

4.

Финансовая

Практические
упражнения

7
1

История со словом «дедушка».

1

Рассказы по картинкам.

2
1

За покупками.

Библиотечные

грамотность

5.

1

Находчивый колобок.

уроки;

1

День рождения мухи-цокотухи.

Деловые беседы;

1

Буратино и карманные деньги.

1

Кот Василий продает молоко.

Участие в научноисследовательских
дискуссиях;

1

Лесной банк.

1

Как мужик золото менял.

Практические
упражнения

Как Иванушка хотел попить
водицы.

Библиотечные
уроки;

Пятачок, Винни-пух и
воздушный шарик.

Деловые беседы;

Итого

7

Естественнонаучная
грамотность

1
1

1

Про репку и другие корнеплоды.

1

Плывет, плывет кораблик.

1
1

Про Снегурочку и превращения
воды.

1

Как делили апельсин.

1

Крошка енот и Тот, кто сидит в
пруду.

Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

В. Сутеев. Яблоко.
Итого
6.

Глобальная
компетентно
сть

Итого

Итого

8
1
1

Комплексное
«Найденыш»

задание

Комплексное задание «Мировой
океан загрязняется»
2

33

Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№
п/п

Тема занятия

Всего
часов

ЭОР

1.

В. Бианки. Лис и мышонок.

1

2.

Русская народная сказка. Мороз и заяц.

1

3.

В. Сутеев. Живые грибы.

1

4.

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

1

5.

М. Пляцковский. Урок дружбы.

1

6.

Русская народная сказка. Как лиса училась
летать.

1

7.

Е. Пермяк. Четыре брата.

1

8.

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

1

9.

Про козу, козлят и капусту.

1

10. Про петушка и жерновцы.

1

11. Как петушок и курочки делили бобовые
зернышки.

1

12. Про наливные яблочки.

1

13. Про Машу и трех медведей.

1

14. Про медведя, лису и мишкин мед.

1

15. История со словом «дедушка».

1

16. Рассказы по картинкам.

1

17. За покупками.

1

18. Находчивый колобок.

1

19. День рождения мухи-цокотухи.

1

20. Буратино и карманные деньги.

1

21. Кот Василий продает молоко.

1

22. Лесной банк.

1

23. Как мужик золото менял.

1

24. Как Иванушка хотел попить водицы.

1

25. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

1

26. Про репку и другие корнеплоды.

1

https://fg.resh.edu.ru/

27. Плывет, плывет кораблик.

1

28. Про Снегурочку и превращения воды.

1

29. Как делили апельсин.

1

30. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.

1

31. В. Сутеев. Яблоко.

1

32. Комплексное задание «Найденыш»

1

33. Комплексное
загрязняется»

задание

«Мировой

океан

1

Итого: 33

Содержание программы 2 класс (34 ч)
№
п/п

1

Раздел

Кол-во
часов

Читательская
грамотность

Итого
2.

Математическая
грамотность

Содержание

1

Михаил Пришвин. Беличья память.

1

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

1

Лев Толстой. Зайцы.

1

Николай Сладков. Веселая игра.

1

Обыкновенные кроты.

1

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

1

Про полевого хомяка.

1

Про бобров.

Формы
внеурочной
деятельности
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

8
1

Про беличьи запасы.

1

Медвежье, потомство.

1

Про зайчат и зайчиху.

1

Лисьи забавы.

1

Про крота.

1

Про ежа.

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких

Итого
3.

Креативное
мышление
Итого

3.

Финансовая
грамотность

1

Про полевого хомяка.

дискуссиях;

1

Бобры строители.

Практические
упражнения

8
1

История со словом «фотоальбом».

1

Рассказы по картинкам.

2
1

Беличьи деньги.

1

Поврежденные и фальшивые
деньги.

1
1

Банковская карта.
Безопасность денег на банковской
карте.
Про кредиты.

1
1

Про вклады.
Ловушки для денег.

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

1

4.

Итого

7

Естественнонаучная грамотность

1

Про белочку и погоду.

1

Лесные сладкоежки.

1

Про зайчишку и овощи.

1

Лисьи норы.

1

Корень часть растения.

1

Занимательные особенности
яблока.

1
Итого
5.

Глобальная
компетентность

Про хомяка и его запасы.

7
1

Комплексное задание «Футбол и
дружба»

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

1
Итого

Итого

Комплексное задание «Случай в
гостях»

2

34

Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№
п/п

Тема занятия

Всего
часов

1.

Михаил Пришвин. Беличья память.

1

2.

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

1

3.

Лев Толстой. Зайцы.

1

4.

Николай Сладков. Веселая игра.

1

5.

Обыкновенные кроты.

1

6.

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

1

7.

Про полевого хомяка.

1

8.

Про бобров.

1

9.

Про беличьи запасы.

1

10. Медвежье потомство.

1

11. Про зайчат и зайчиху.

1

12. Лисьи забавы.

1

13. Про крота.

1

14. Про ежа.

1

15. Про полевого хомяка.

1

16. Бобры строители.

1

17. История со словом «фотоальбом».

1

18. Рассказы по картинкам

1

19. Беличьи деньги.

1

20. Поврежденные и фальшивые деньги.

1

ЭОР
https://fg.resh.edu.ru/

21. Банковская карта.

1

22. Безопасность денег на банковской карте.

1

23. Про кредиты.

1

24. Про вклады.

1

25. Ловушки для денег.

1

26. Про белочку и погоду.

1

27. Лесные сладкоежки.

1

28. Про зайчишку и овощи.

1

29. Лисьи норы.

1

30. Корень часть растения.

1

31. Занимательные особенности яблока.

1

32. Про хомяка и его запасы.

1

33. Комплексное задание «Футбол и дружба»

1

34. Комплексное задание «Случай в гостях»

1
Итого: 34

Содержание программы 3 класс (34 ч)
№
п/п

1

Раздел

Читательская
грамотность

Кол-во
часов

Содержание

1

Про дождевого червяка.

1

Кальций.

1

Сколько весит облако?

1

Хлеб, всему голова.

1

Про мел.

1

Про мыло.

1

История свечи.

Формы
внеурочной
деятельности
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Итого
2.

Естественнонаучная
грамотность

7
1

Дождевые черви.

1

Полезный кальций.

1

Про облака.

1

Про хлеб и дрожжи.

1

Интересное вещество мел.

1

Чем интересно мыло и как оно
«работает»?

1
1
Итого
3.

Финансовая
грамотность

1

Что такое «бюджет»?

1

Семейный бюджет.

1

Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.

1
1

1

4.

Математическая
грамотность

Волшебный Магнит.

Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

8

1

Итого

Про свечи.

Библиотечные
уроки;

Пенсия и социальные пособия.
Наследство, вклад выигрыш.
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
Как сэкономить семейные
деньги?

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения.

7
1

Расходы и доходы бюджета.

1

Планируем семейный бюджет.

1

Подсчитываем семейный доход.

1

Пенсии и пособия.

1

Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.

1

Подсчитываем расходы.

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;

1

1
Итого
5.

Глобальная
компетентность

Расходы на обязательные
платежи.

Практические
упражнения

Подсчитываем сэкономленные
деньги.

8
1
1

Комплексное задание «Говорим
на одном языке».
Комплексное задание
«Выбрасываем продукты или
голодаем?»

Итого
6.

Креативное
мышление
Итого

Итого

2
1

История со словом «почта».

1

Рассказы по картинкам.

2

34

Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№
п/п

Тема занятия

Всего часов

1.

Про дождевого червяка.

1

2.

Кальций.

1

3.

Сколько весит облако?

1

4.

Хлеб, всему голова.

1

5.

Про мел.

1

6.

Про мыло.

1

7.

История свечи.

1

8.

Дождевые черви.

1

9.

Полезный кальций.

1

10. Про облака.

1

11. Про хлеб и дрожжи.

1

ЭОР

https://fg.resh.edu.ru/

12. Интересное вещество мел.

1

13. Чем интересно мыло и как оно «работает»?

1

14. Про свечи.

1

15. Волшебный Магнит.

1

16. Комплексное задание «Говорим на одном
языке».

1

17. Комплексное задание «Выбрасываем
продукты или голодаем?»

1

18. Что такое «бюджет»?

1

19. Семейный бюджет.

1

20. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

1

21. Пенсия и социальные пособия.

1

22. Наследство, вклад выигрыш.

1

23. На что тратятся семейные деньги? Виды
расходов.

1

24. Как сэкономить семейные деньги?

1

25. История со словом «почта».

1

26. Рассказы по картинкам.

1

27. Расходы и доходы бюджета.

1

28. Планируем семейный бюджет.

1

29. Подсчитываем семейный доход.

1

30. Пенсии и пособия.

1

31. Подсчитываем случайные (нерегулярные)
доходы.

1

32. Подсчитываем расходы.

1

33. Расходы на обязательные платежи.

1

34. Подсчитываем сэкономленные деньги.

1
Итого: 34

Содержание программы 4 класс (34 ч)
№
п/п

1

Раздел

Колво
часов

Читательская
грамотность

1

Старинная женская одежда.

1

Старинные женские головные уборы.

1

Старинная мужская одежда и
головные уборы.

1
1
1
1
1
Итого
2.

Естественнонаучная
грамотность

Итого
3.

Финансовая
грамотность

Содержание

Жилище крестьянской семьи на Руси.
Внутреннее убранство русской избы
Предметы обихода русской избы
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше в России

Формы
внеурочной
деятельности
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

8
1

Томат.

1

Болгарский перец.

1

Картофель.

1

Баклажан. Семейство Паслѐновые.

1

Лук.

1

Капуста.

1

Горох.

1

Грибы.

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

8
1

Потребительская корзина.

1

Прожиточный минимум.

1

Инфляция.

1

Распродажи, скидки, бонусы.

1

Благотворительность.

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс

1

Страхование.

ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

4.

Итого

6

Математическа
я

1

В бассейне.

2

Делаем ремонт.

1

Праздничный торт.

1

Обустраиваем участок.

1

Поход в кино.

1

Организуем экскурсию

1

Отправляемся в путешествие.

грамотность

Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

Итого
5.

Глобальная
компетентност
ь

8
1

1
Итого
6.

Креативное
мышление
Итого

Итого

Комплексное задание «Экологичная
обувь».
Комплексное задание «Этичная
одежда».

2
1

История со словом «спички».

1

Рассказы по картинкам.

2

34

Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№
п/п

Тема занятия

Всего
часов

1. Старинная женская одежда.

1

2. Старинные женские головные уборы.

1

ЭОР
https://fg.resh.edu.ru/

3. Старинная мужская одежда и головные уборы.

1

4. Жилище крестьянской семьи на Руси.

1

5. Внутреннее убранство русской избы.

1

6. Предметы обихода русской избы.

1

7. История посуды на Руси.

1

8. Какие деньги были раньше в России

1

9. Томат.

1

10. Болгарский перец.

1

11. Картофель.

1

12. Баклажан. Семейство Паслѐновые.

1

13. Лук.

1

14. Капуста.

1

15. Горох.

1

16. Грибы.

1

17. Комплексное задание «Экологичная обувь».

1

18. Комплексное задание «Этичная одежда».

1

19. Потребительская корзина.

1

20. Прожиточный минимум.

1

21. Инфляция.

1

22. Распродажи, скидки, бонусы.

1

23. Благотворительность.

1

24. Страхование.

1

25. В бассейне.

1

26. Делаем ремонт.

1

27. Делаем ремонт.

1

28. Праздничный торт.

1

29. Обустраиваем участок.

1

30. Поход в кино.

1

31. Организуем экскурсию

1

32. Отправляемся в путешествие.

1

33. История со словом «спички».

1

34. Рассказы по картинкам.

1
Итого: 34

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:

- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать
правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство
с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.

Предметные
результаты
изучения
блока
«Финансовая
грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Глобальная
компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и
межкультурного значения (например, бедность, экономическая
взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски,
конфликты, культурные различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во
взаимосвязанном мире; - способность использовать знания о мире и
критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять
явления и вырабатывать собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения
СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного
национального, этнического, религиозного, социального или культурного
происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации,
например, текста или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или
альтернативное окончание любимой сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность
детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».