Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17» (МАОУ СОШ № 17) Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС НОО и реализуется 4 года с 1 по 4 класс.1 Рабочая программа разработана группой учителей в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителем в МАОУ СОШ № 17 по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность». Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» является частью основной образовательной программы начального общего образования, определяющей: - содержание; - планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные); - тематическое планирование с возможностью использования ЭОР/ЦОР. Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения учителей начального уровня образования и согласована заместителем директора по УР, заместителем директора по ВР МАОУ СОШ № 17. 31.08.2023 1 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте 05.07.2021 г. № 64100) МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Управление образования администрации города Березники МАОУ СОШ № 17 РАССМОТРЕНО на методическом объединении протокол «__» ___2023г. № СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УР_______О.Р. Аптекова УТВЕРЖДАЮ директор ___________ С.Н. Буркова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для обучающихся 1-4 классов Березники 2023 Содержание программы 1 класс (33 часа) № п/п 1 Раздел Читательская грамотность Кол-во часов Содержание 1 В. Бианки. Лис и мышонок. 1 Русская народная сказка. Мороз и заяц. 1 1 Формы внеурочной деятельности В. Сутеев. Живые грибы. 1 Г. Цыферов. солнышко. Петушок 1 М. Пляцковский. Урок дружбы. 1 Русская народная сказка. Как лиса училась летать. и Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Е. Пермяк. Четыре брата. 2. Итого 7 Математичес кая грамотность 1 1 1 1 Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Библиотечные уроки; Про козу, козлят и капусту. Деловые беседы; Про петушка и жерновцы. Участие в научноисследовательских дискуссиях; Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. 1 Про Машу и трех медведей. 1 Про медведя, лису и мишкин мед. 1 Итого 3. Креативное мышление Итого 4. Финансовая Практические упражнения 7 1 История со словом «дедушка». 1 Рассказы по картинкам. 2 1 За покупками. Библиотечные грамотность 5. 1 Находчивый колобок. уроки; 1 День рождения мухи-цокотухи. Деловые беседы; 1 Буратино и карманные деньги. 1 Кот Василий продает молоко. Участие в научноисследовательских дискуссиях; 1 Лесной банк. 1 Как мужик золото менял. Практические упражнения Как Иванушка хотел попить водицы. Библиотечные уроки; Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Деловые беседы; Итого 7 Естественнонаучная грамотность 1 1 1 Про репку и другие корнеплоды. 1 Плывет, плывет кораблик. 1 1 Про Снегурочку и превращения воды. 1 Как делили апельсин. 1 Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения В. Сутеев. Яблоко. Итого 6. Глобальная компетентно сть Итого Итого 8 1 1 Комплексное «Найденыш» задание Комплексное задание «Мировой океан загрязняется» 2 33 Календарно-тематическое планирование (1 класс) № п/п Тема занятия Всего часов ЭОР 1. В. Бианки. Лис и мышонок. 1 2. Русская народная сказка. Мороз и заяц. 1 3. В. Сутеев. Живые грибы. 1 4. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. 1 5. М. Пляцковский. Урок дружбы. 1 6. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. 1 7. Е. Пермяк. Четыре брата. 1 8. Про курочку рябу, золотые и простые яйца. 1 9. Про козу, козлят и капусту. 1 10. Про петушка и жерновцы. 1 11. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. 1 12. Про наливные яблочки. 1 13. Про Машу и трех медведей. 1 14. Про медведя, лису и мишкин мед. 1 15. История со словом «дедушка». 1 16. Рассказы по картинкам. 1 17. За покупками. 1 18. Находчивый колобок. 1 19. День рождения мухи-цокотухи. 1 20. Буратино и карманные деньги. 1 21. Кот Василий продает молоко. 1 22. Лесной банк. 1 23. Как мужик золото менял. 1 24. Как Иванушка хотел попить водицы. 1 25. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. 1 26. Про репку и другие корнеплоды. 1 https://fg.resh.edu.ru/ 27. Плывет, плывет кораблик. 1 28. Про Снегурочку и превращения воды. 1 29. Как делили апельсин. 1 30. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. 1 31. В. Сутеев. Яблоко. 1 32. Комплексное задание «Найденыш» 1 33. Комплексное загрязняется» задание «Мировой океан 1 Итого: 33 Содержание программы 2 класс (34 ч) № п/п 1 Раздел Кол-во часов Читательская грамотность Итого 2. Математическая грамотность Содержание 1 Михаил Пришвин. Беличья память. 1 И. Соколов-Микитов. В берлоге. 1 Лев Толстой. Зайцы. 1 Николай Сладков. Веселая игра. 1 Обыкновенные кроты. 1 Эдуард Шим. Тяжкий труд. 1 Про полевого хомяка. 1 Про бобров. Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения 8 1 Про беличьи запасы. 1 Медвежье, потомство. 1 Про зайчат и зайчиху. 1 Лисьи забавы. 1 Про крота. 1 Про ежа. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких Итого 3. Креативное мышление Итого 3. Финансовая грамотность 1 Про полевого хомяка. дискуссиях; 1 Бобры строители. Практические упражнения 8 1 История со словом «фотоальбом». 1 Рассказы по картинкам. 2 1 Беличьи деньги. 1 Поврежденные и фальшивые деньги. 1 1 Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. 1 1 Про вклады. Ловушки для денег. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения 1 4. Итого 7 Естественнонаучная грамотность 1 Про белочку и погоду. 1 Лесные сладкоежки. 1 Про зайчишку и овощи. 1 Лисьи норы. 1 Корень часть растения. 1 Занимательные особенности яблока. 1 Итого 5. Глобальная компетентность Про хомяка и его запасы. 7 1 Комплексное задание «Футбол и дружба» Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения 1 Итого Итого Комплексное задание «Случай в гостях» 2 34 Календарно-тематическое планирование (2 класс) № п/п Тема занятия Всего часов 1. Михаил Пришвин. Беличья память. 1 2. И. Соколов-Микитов. В берлоге. 1 3. Лев Толстой. Зайцы. 1 4. Николай Сладков. Веселая игра. 1 5. Обыкновенные кроты. 1 6. Эдуард Шим. Тяжкий труд. 1 7. Про полевого хомяка. 1 8. Про бобров. 1 9. Про беличьи запасы. 1 10. Медвежье потомство. 1 11. Про зайчат и зайчиху. 1 12. Лисьи забавы. 1 13. Про крота. 1 14. Про ежа. 1 15. Про полевого хомяка. 1 16. Бобры строители. 1 17. История со словом «фотоальбом». 1 18. Рассказы по картинкам 1 19. Беличьи деньги. 1 20. Поврежденные и фальшивые деньги. 1 ЭОР https://fg.resh.edu.ru/ 21. Банковская карта. 1 22. Безопасность денег на банковской карте. 1 23. Про кредиты. 1 24. Про вклады. 1 25. Ловушки для денег. 1 26. Про белочку и погоду. 1 27. Лесные сладкоежки. 1 28. Про зайчишку и овощи. 1 29. Лисьи норы. 1 30. Корень часть растения. 1 31. Занимательные особенности яблока. 1 32. Про хомяка и его запасы. 1 33. Комплексное задание «Футбол и дружба» 1 34. Комплексное задание «Случай в гостях» 1 Итого: 34 Содержание программы 3 класс (34 ч) № п/п 1 Раздел Читательская грамотность Кол-во часов Содержание 1 Про дождевого червяка. 1 Кальций. 1 Сколько весит облако? 1 Хлеб, всему голова. 1 Про мел. 1 Про мыло. 1 История свечи. Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Итого 2. Естественнонаучная грамотность 7 1 Дождевые черви. 1 Полезный кальций. 1 Про облака. 1 Про хлеб и дрожжи. 1 Интересное вещество мел. 1 Чем интересно мыло и как оно «работает»? 1 1 Итого 3. Финансовая грамотность 1 Что такое «бюджет»? 1 Семейный бюджет. 1 Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. 1 1 1 4. Математическая грамотность Волшебный Магнит. Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения 8 1 Итого Про свечи. Библиотечные уроки; Пенсия и социальные пособия. Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. Как сэкономить семейные деньги? Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения. 7 1 Расходы и доходы бюджета. 1 Планируем семейный бюджет. 1 Подсчитываем семейный доход. 1 Пенсии и пособия. 1 Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. 1 Подсчитываем расходы. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; 1 1 Итого 5. Глобальная компетентность Расходы на обязательные платежи. Практические упражнения Подсчитываем сэкономленные деньги. 8 1 1 Комплексное задание «Говорим на одном языке». Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?» Итого 6. Креативное мышление Итого Итого 2 1 История со словом «почта». 1 Рассказы по картинкам. 2 34 Календарно-тематическое планирование (3 класс) № п/п Тема занятия Всего часов 1. Про дождевого червяка. 1 2. Кальций. 1 3. Сколько весит облако? 1 4. Хлеб, всему голова. 1 5. Про мел. 1 6. Про мыло. 1 7. История свечи. 1 8. Дождевые черви. 1 9. Полезный кальций. 1 10. Про облака. 1 11. Про хлеб и дрожжи. 1 ЭОР https://fg.resh.edu.ru/ 12. Интересное вещество мел. 1 13. Чем интересно мыло и как оно «работает»? 1 14. Про свечи. 1 15. Волшебный Магнит. 1 16. Комплексное задание «Говорим на одном языке». 1 17. Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?» 1 18. Что такое «бюджет»? 1 19. Семейный бюджет. 1 20. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. 1 21. Пенсия и социальные пособия. 1 22. Наследство, вклад выигрыш. 1 23. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. 1 24. Как сэкономить семейные деньги? 1 25. История со словом «почта». 1 26. Рассказы по картинкам. 1 27. Расходы и доходы бюджета. 1 28. Планируем семейный бюджет. 1 29. Подсчитываем семейный доход. 1 30. Пенсии и пособия. 1 31. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. 1 32. Подсчитываем расходы. 1 33. Расходы на обязательные платежи. 1 34. Подсчитываем сэкономленные деньги. 1 Итого: 34 Содержание программы 4 класс (34 ч) № п/п 1 Раздел Колво часов Читательская грамотность 1 Старинная женская одежда. 1 Старинные женские головные уборы. 1 Старинная мужская одежда и головные уборы. 1 1 1 1 1 Итого 2. Естественнонаучная грамотность Итого 3. Финансовая грамотность Содержание Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство русской избы Предметы обихода русской избы История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения 8 1 Томат. 1 Болгарский перец. 1 Картофель. 1 Баклажан. Семейство Паслѐновые. 1 Лук. 1 Капуста. 1 Горох. 1 Грибы. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения 8 1 Потребительская корзина. 1 Прожиточный минимум. 1 Инфляция. 1 Распродажи, скидки, бонусы. 1 Благотворительность. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс 1 Страхование. ких дискуссиях; Практические упражнения 4. Итого 6 Математическа я 1 В бассейне. 2 Делаем ремонт. 1 Праздничный торт. 1 Обустраиваем участок. 1 Поход в кино. 1 Организуем экскурсию 1 Отправляемся в путешествие. грамотность Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Итого 5. Глобальная компетентност ь 8 1 1 Итого 6. Креативное мышление Итого Итого Комплексное задание «Экологичная обувь». Комплексное задание «Этичная одежда». 2 1 История со словом «спички». 1 Рассказы по картинкам. 2 34 Календарно-тематическое планирование (4 класс) № п/п Тема занятия Всего часов 1. Старинная женская одежда. 1 2. Старинные женские головные уборы. 1 ЭОР https://fg.resh.edu.ru/ 3. Старинная мужская одежда и головные уборы. 1 4. Жилище крестьянской семьи на Руси. 1 5. Внутреннее убранство русской избы. 1 6. Предметы обихода русской избы. 1 7. История посуды на Руси. 1 8. Какие деньги были раньше в России 1 9. Томат. 1 10. Болгарский перец. 1 11. Картофель. 1 12. Баклажан. Семейство Паслѐновые. 1 13. Лук. 1 14. Капуста. 1 15. Горох. 1 16. Грибы. 1 17. Комплексное задание «Экологичная обувь». 1 18. Комплексное задание «Этичная одежда». 1 19. Потребительская корзина. 1 20. Прожиточный минимум. 1 21. Инфляция. 1 22. Распродажи, скидки, бонусы. 1 23. Благотворительность. 1 24. Страхование. 1 25. В бассейне. 1 26. Делаем ремонт. 1 27. Делаем ремонт. 1 28. Праздничный торт. 1 29. Обустраиваем участок. 1 30. Поход в кино. 1 31. Организуем экскурсию 1 32. Отправляемся в путешествие. 1 33. История со словом «спички». 1 34. Рассказы по картинкам. 1 Итого: 34 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: - способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; -умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: - понимание и правильное использование финансовых терминов; - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета. Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»: - способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы); - овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; - способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях; - способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию; - способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ; - способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения; - способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола. Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»: - умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения; - практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки; - стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.